Летний период

Советы, чтобы избежать беду

🔥МЧС предупреждает🔥 

 

С наступлением лета многие отправятся отдохнуть на природу 🏕☀️

✅️Если вы решили пожарить шашлык во дворе, напоминаем, что мангалы и аналогичные устройства для приготовления еды на открытом огне следует располагать на безопасном расстоянии от строений.

✅️ Нельзя оставлять костер и мангал без присмотра!

✅️ Не используйте для розжига легковоспламеняющ­иеся и горючие жидкости.

✅️ После окончания горения угли следует потушить до полного прекращения тления.

✅️ Держите под рукой лопату, огнетушитель или ведро с водой.

❗️В случае пожара звоните спасателям по телефонам ☎️ 101 или 112.

свернуть

Профилактика детских травм

Охрана жизни и здоровья детей – важнейшая задача как государства, так и каждого родителя. В связи с чем, остро стоит вопрос профилактики детского травматизма и гибели детей от внешних причин.  К сожалению, мы, родители, не может все время находиться рядом с нашими детьми, но наша главная задача – это создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.

Тысячи детей с нетерпением ждут начала лета и наша задача сделать его безопасным для каждого ребенка. Наиболее частые происшествия с участием детей в летний период – это ожоги, отравления, падения, в том числе из окон, а также утопления.

 

Падения

Начиная с того момента как ребенок начинает ходить, он подвержен различным опасностям. Задачей родителей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства, передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.

-выходя из квартиры или возвращаясь домой, не катите коляску с ребенком по лестнице, ведь даже пристегнутый предохранительными ремнями, он может выпасть из коляски;

-окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними.

Москитная сетка не обеспечивает безопасность ребенка, ее задача – оградить жилое помещение от насекомых. Поэтому – не оставляйте настежь открытым окно в комнате где находится ребенок!

-нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;

-терраса, балкон, где играют дети, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами.

В летнее время зоной повышенной опасности становятся дворы. Весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара.

Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем.
 

Отравление бытовыми химическими веществами

и лекарственными препаратами.

Средства бытовой химии, ядовитые вещества, в том числе, предназначенные для борьбы с грызунами или насекомыми, лекарственные препараты, кислоты и щелочные растворы ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Неотложная помощь при острых отравлениях:

-при попадании ядовитого вещества в глаза их необходимо как можно быстрее промыть большим количеством воды;

 -при попадании токсического вещества на кожу ребёнка: нужно раздеть, кожу обмыть, не растирая теплой водой с мылом, затем просто теплой водой, надеть ребенку чистое белье;

-при ингаляционных отравлениях – необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух;

-при попадании яда в организм через рот – нужно вызвать рвоту, перед тем, как вызвать рвоту пострадавшему дают выпить 200-500 мл воды (в зависимости от  возраста); противопоказания для стимуляции рвоты: бессознательное состояние пострадавшего, наличие судорог; после промывании желудка назначают энтеросорбенты (наиболее известный – «уголь активированный»).

При отравлении или при подозрении на острое отравление лекарственными средствами и средствами бытовой химии необходимо как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

 

Утопления

В летние жаркие дни взрослые и дети устремляются к водоемам. Однако отдых на воде представляет собой определенную опасность. Если взрослые гибнут в основном по собственной халатности, то гибель детей, как правило, на совести взрослых.

Отдыхая на воде необходимо соблюдать правила поведения и меры безопасности. Вода не прощает шалостей, поэтому следует всегда помнить о мерах безопасности:

-купание должно происходить только в разрешенных местах, на благоустроенных пляжах, где есть спасательные пункты и предусмотрены места для купания детей;

-нельзя оставлять одних детей без присмотра взрослых, как на берегу водоема, так и в воде. На детях должны быть устройства, поддерживающие плавучесть (круги, жилеты), как во время купания, так и рядом с водой;

-не разрешайте устраивать детям игры в воде, связанные с нырянием и захватом ног и рук купающегося;

-детям, не достигшим 16 лет, рекомендуется кататься на лодках только вместе со взрослыми. Находясь на лодке опасно пересаживаться, садиться на борта, перегружать лодку сверх установленной нормы. Нахождение ребенка на лодке допускается только в спасательном жилете;

-не рекомендуется купаться ранее, чем через полтора - два часа после еды;

-температура воды при купании должна быть не ниже 19 градусов, находиться в ней рекомендуется не более 15 минут. Длительное пребывание в воде, особенно холодной, может привести к переохлаждению тела и вызвать судороги;

-не разрешается нырять в незнакомых местах, прыгать в воду с мостов, пристаней, подплывать к близко проходящим лодкам, катамаранам, парусникам и другим плавательным средствам.

Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся.

В последнее время участились случаи нахождения и «прогулки» детей на ограждении вдоль водоема. К сожалению, не единичны случаи, когда родители усаживают маленьких детей на ограждения набережной, тем самым предоставляя ребенку не только хороший обзор, но и подвергая его большой опасности. Одно неловкое движение и Вы можете не удержать ребенка. Детям постарше необходимо разъяснить потенциальную опасность при нахождении на парапете или ограждении.

 

Первая помощь пострадавшему при утоплении

Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой. У тонущего человека в бронхи и легкие поступает вода, прекращается дыхание, развивается острое кислородное голодание и происходит прекращение сердечной деятельности. Поэтому необходимо сразу же обратиться за медицинской помощью, до прибытия медиков необходимо оказать первую доврачебную помощь.

Сразу после извлечения тонувшего из воды переверните его на живот таким образом, чтобы его голова оказалась ниже уровня таза. Маленького ребенка можно положить животом на свое бедро.

Введите два пальца в ротовую полость пострадавшего и круговыми движениями ее очистите.

Резко надавите на корень языка для вызова рвотного рефлекса и стимуляции дыхания.

При появлении рвотных движений и кашля удалите воду из легких и желудка, в течение 5-10 минут периодически с силой надавливая на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет вытекать вода.

Для лучшего выхода воды из легких похлопайте ладонями по спине, а во время выдоха интенсивными движениями несколько раз сожмите с боков грудную клетку пострадавшего.

Если необходимый для спасения человека рвотный рефлекс не появился, переверните пострадавшего на спину, проверьте реакцию зрачков на свет и наличие пульса на сонной артерии. При их отсутствии следует приступить к сердечно-легочной реанимации:

-положите пострадавшего на спину, максимально запрокинув его голову назад для обеспечения проходимости дыхательных путей;

-при дыхании «рот в рот» зажмите ноздри пострадавшего, положите на его рот носовой платок или марлю и, плотно обхватив его рот губами, сделайте сильный выдох;

-при дыхании «рот в нос» закройте рот пострадавшему и делайте выдох в нос.

Одновременно с искусственным дыханием необходимо делать закрытый массаж сердца:

-положите основание ладони одной руки на нижнюю часть грудины пострадавшего, чуть выше солнечного сплетения, опираясь на нее, другую ладонь положите сверху; резко надавите руками на грудину и быстро отпустите, на два вдоха делайте 30 нажатий;

-периодически (через 3-4 минуты) удаляйте воду, пенистые образования и слизь из верхних дыхательных путей пострадавшего с помощью салфетки;

-реанимацию тонувшего человека необходимо проводить 30-40 минут и, даже если нет признаков ее эффективности, не спешите оставлять надежду на успех.

Уважаемые родители, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!

Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.

Будьте осторожны!

Берегите себя и своих детей!

Не теряйте бдительность!

свернуть

Питьевой режим в летний период

Лет­ний питьевой ре­жим - что и как пить в жа­ру

Что же та­кое питьевой ре­жим? Это на­ибо­лее ра­ци­ональ­ный по­рядок упот­ребле­ния во­ды в те­чение су­ток. Сле­ду­ет за­метить, что питьевой ре­жим нап­ря­мую при­вязан к пра­виль­но­му пи­танию, так как во­да при­нима­ет учас­тие в про­цес­сах тер­мо­регу­ляции, раст­во­ря­ет ми­нераль­ные со­ли, осу­щест­вля­ет «транс­пор­ти­ров­ку» пи­татель­ных ве­ществ, вы­водит про­дук­ты об­ме­на из ор­га­низ­ма.
Пить во­ду и ох­лажда­ющие на­пит­ки нуж­но столь­ко, сколь­ко тре­бу­ет ор­га­низм.
Как пра­виль­но пить во­ду: до еды или пос­ле?
На­ибо­лее оп­ти­маль­но – за пол­ча­са до еды и че­рез час пос­ле. Тог­да пос­ту­па­ющая жид­кость не бу­дет ме­шать нор­маль­но­му пи­щева­рению.
Ко­неч­но, лет­няя жа­ра про­воци­ру­ет же­лание пить во­ду и на­пит­ки как мож­но бо­лее хо­лод­ны­ми. Но очень не­жела­тель­но пить хо­лод­ную во­ду по нес­коль­ким при­чинам.
Так как питьевой ре­жим нап­ря­мую при­вязан к пра­виль­но­му пи­танию, во­да тем­пе­рату­рой ни­же 20 гра­дусов не под­хо­дит, так как:
- ни­ког­да не уто­ля­ет жаж­ду, ведь тем­пе­рату­ра в же­лудоч­но-ки­шеч­ном трак­те че­лове­ка – 36°С и вы­ше, и при по­пада­нии ту­да хо­лод­ной во­ды про­ис­хо­дит ох­лажде­ние сли­зис­той обо­лоч­ки и за­тор­ма­жива­ние про­цес­сов пи­щева­рения и вса­сыва­ния. Со­суды в сли­зис­той ки­шеч­ни­ка реф­лектор­но сжи­ма­ют­ся от хо­лода, во­да не пос­ту­па­ет из ки­шеч­ни­ка в кровь, и ор­га­низм дол­го не мо­жет «на­пить­ся».
- уси­лива­ет ин­токси­кацию ор­га­низ­ма, пос­коль­ку не ус­певшая пос­ту­пить в кровь хо­лод­ная во­да зас­та­ивает­ся в ки­шеч­ни­ке, пос­те­пен­но наг­ре­ва­ясь. За это вре­мя она раз­мягча­ет и раст­во­ря­ет шла­ки – а по­том вред­ные ток­си­ны вса­сыва­ют­ся с этой наг­ре­той внут­ри ор­га­низ­ма во­дой.
Ка­кие же на­пит­ки под­хо­дят для ле­та?
Мож­но пить сто­ловую ми­нераль­ную во­ду. Пить во­доп­ро­вод­ную во­ду мож­но, толь­ко ес­ли  вы уве­рены в её ка­чест­ве, про­пущен­ную че­рез сов­ре­мен­ные филь­тры, га­ран­ти­ру­ющие очи­щение от заг­рязне­ния, от из­лишней ми­нера­лиза­ции.
Пить ком­по­ты в лет­нюю жа­ру то­же по­лез­но – толь­ко на­до, что­бы они бы­ли не слад­кие и ох­лажден­ные. Кста­ти, их мож­но да­вать и де­тям.
В ази­атс­ких стра­нах в жа­ру пьют го­рячий све­жеза­варен­ный чай. Но толь­ко зе­леный. Сек­рет в том, что он со­дер­жит так на­зыва­емые «хо­лод­ные» эле­мен­ты, ко­торые сни­жа­ют тем­пе­рату­ру те­ла и ак­ти­визи­ру­ют­ся имен­но тог­да, ког­да чай го­рячий.
А вот чёр­ный чай в го­рячем ви­де жаж­ду не уто­ля­ет.
Для улуч­ше­ния ра­боты же­лудоч­но-ки­шеч­но­го трак­та по­лез­ны на ночь кис­ло­молоч­ные про­дук­ты. Они за­од­но и ох­лажда­ют, и по­мога­ют поч­кам.
Лет­няя жа­ра час­то про­воци­ру­ет раз­личные проб­ле­мы, свя­зан­ные с ор­га­нами пи­щева­рения. В жа­ру осо­бого вни­мания к се­бе тре­бу­ет ваш ра­ци­он пи­тания.
Ог­ра­ничь­те упот­ребле­ние чер­но­го чая и ко­фе. Слад­кие со­ки и га­зиро­ван­ные на­пит­ки пло­хо уто­ля­ют жаж­ду. От­дай­те пред­почте­ние ми­нераль­ной во­де, зе­лено­му чаю. На­питок из ду­шицы, мят­ный чай – прек­расное средс­тво для уто­ления жаж­ды и ис­точник ви­тами­нов. Мя­той в жа­ру мож­но и прип­ра­вить гар­нир. Фрук­ты есть луч­ше все­го по ут­рам. Съеден­ные же пос­ле еды или на ночь фрук­ты про­воци­ру­ют в же­луд­ке про­цес­сы бро­жения, что аб­со­лют­но не­жела­тель­но. Апель­си­ны, ви­ног­рад, сли­вы, аб­ри­косы, гру­ши, пер­си­ки, ды­ни и лю­бые дру­гие фрук­ты, лег­ко ус­ва­иваемые на­шим ор­га­низ­мом, яв­ля­ют­ся прек­расны­ми сос­тавля­ющи­ми лет­не­го сто­ла, по­пол­няя ор­га­низм не­об­хо­димы­ми ви­тами­нами. Осо­бен­но сто­ит от­дать долж­ное кис­лым яго­дам, нап­ри­мер, кры­жов­ни­ку и смо­роди­не.
Све­жие ово­щи в лю­бом ви­де, вклю­чая са­латы, не­заме­нимы в это вре­мя. Они поч­ти не под­держи­ва­ют про­цес­сы бро­жения. Огур­цы, ка­бач­ки, тур­непс, брюк­ва и ре­дис вмес­те с фрук­та­ми спо­соб­ны прак­ти­чес­ки пол­ностью удов­летво­рить на­шу пот­ребность в еде во вре­мя жа­ры. И нель­зя за­бывать о зе­лени. Лю­бые зе­леные са­латы, сель­де­рей, пет­рушка и ук­роп не толь­ко сде­ла­ют пи­щу вкус­нее, но и пос­лу­жат ис­точни­ком мик­ро­эле­мен­тов и со­лей, вы­води­мых из ор­га­низ­ма с по­том. .
Пом­ни­те, что жа­ра очень силь­но сни­жа­ет ра­ботос­по­соб­ность. Пос­ле +26 С каж­дые пос­ле­ду­ющий гра­дус по­выше­ния тем­пе­рату­ры при­водит к сни­жению ра­ботос­по­соб­ности на нес­коль­ко про­цен­тов. Тем бо­лее важ­но пра­виль­ное пи­тание в жа­ру. В жа­ру тя­желая и жир­ная пи­ща не­жела­тель­на. Жир­ные сор­та ры­бы или мя­са сто­ит за­менить пост­ны­ми. Не­об­хо­димо уме­рить пот­ребле­ние лю­бых пе­ченых из­де­лий и хле­ба, мяс­ных про­дук­тов, бо­бовых, от­ка­зать­ся от бу­терб­ро­дов и про­дук­тов се­ти «быст­ро­го пи­тания».
Ос­то­рож­но под­хо­дить не­об­хо­димо к мо­лоч­ным про­дук­там, вы­сокие тем­пе­рату­ры про­воци­ру­ют раз­ви­тие мик­ро­ор­га­низ­мов. Луч­ше все­го выб­рать в это вре­мя кис­ло­молоч­ные про­дук­ты. Нап­ри­мер, ке­фир без са­хара уто­лит жаж­ду, на­сытит и ком­пенси­ру­ет не­дос­та­ток в ря­де мик­ро­эле­мен­тов. Но кис­ло­молоч­ные про­дук­ты хра­нят при тем­пе­рату­ре, не пре­выша­ющей от­метку +4С. Ком­натное хра­нение неп­ри­ем­ле­мо ка­тего­ричес­ки.
свернуть

Экологическое воспитание

Летом дети большую часть проводят на участке, поэтому необходимо организовать различные мероприятия, которые помогут им углубить свои знания о природе, расширить представления, полученные в течение года.
         Прогулку можно превратить в увлекательное путешествие, в наглядный рассказ о том, как красив и удивителен зеленый мир! Беседуя с ребенком о цветах травах, обратите внимание на цветовую палитру, многообразие оттенков и форм.
     Первое, то должен уяснить ребенок, гуляя на участке, в парке, - нельзя рвать понравившиеся цветы и ломать ветки. Рассмотрите клумбу. Клумба – это не просто место засаженное цветами, она должна хорошо просматриваться издалека, центр клумбы приподнят над землей, чтобы цветы были лучше видны. Клумбу украшают цветы контрастные по цвету. Обратите внимание на лепестки- они бывают резные, ажурные, продолговатые.
         Кусты и деревья тоже заслуживают внимания – на их примере можно показать разнообразие форм и цветов. Научите распознавать деревья по форме кроны, ствола, листьев. Погладьте ствол дерева и ощутите его поверхность, послушайте шелест листвы, полюбуйтесь сквозь ажурные листья и ветки голубым небом, бегущими облаками.
       Не упускайте из виду и насекомых, которые обязательно найдутся среди зелени. Понаблюдайте за бабочками, обратите внимание на окраску, полет, красоту. Стремитесь вызвать интерес к ползающим насекомым. Где можно встретить божью коровку? Почему она хорошо заметна среди зелени? Чем питается жучок? Какие у него крылья? Сколько у него лапок?
      В летний период открываются прекрасные возможности для совершения различных прогулок- походов. Летняя природа дает огромную пищу для ума ребенка.
 Наблюдения в природе летом
 • Под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветы, деревья, после цветения появляются плоды, ягоды.
 • Дождь оказывает благотворное влияние на растительность- зелень и окраска цветов становится ярче, при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
 • Лето удивительно богато запахами цветов, деревьев, трав. Неповторимы запахи свежескошенной травы, мяты, ромашки. Учите детей различать запахи, запоминать их.
 • Птицы летом заняты выкармливанием птенцов, поэтому почти не поют. Наблюдать по возможности за их поведением - как они носят корм в клюве, учат птенцов летать.
 • Неживая природа летом удивляет семицветием радуги, раскатами грома, сверканием молний, ливневыми и «слепыми» дождями, сменами ветров и температуры воздуха.
 • Попробуйте отыскать вместе с ребенком, увиденные в книге растения. Так интересно узнать, что эту траву зовут мискантус китайский или синеголовник … .
 • Не забывайте обращать внимание ребенка на биологические особенности растений - одна трава растет на солнышке, другая- в тени, одной хорошо на сухом пригорке, другой на болоте.
 Время летних прогулок следует использовать для сбора природного материала, который может пригодиться в свободное время зимой, в игровой деятельности. Это могут быть травы, цветы для гербария, камешки, веточки, шишки.
         Отправляемся на улицу гулять.
 Игры для самых маленьких.
 Погода. Ее состояние и постоянные изменения прекрасный повод для наблюдений. Почаще любуйтесь небом и сравнивайте его состояние. В ветреную погоду посмотрите, как ветер качает ветки деревьев, послушайте его песенку. Поиграйте игру «солнышко и дождик». А еще можно превратить солнечный луч в «зайчика» и поиграть с малышами в догонялки.
 Вода. Познакомьте малышей со свойствами воды- вот она льется, становится холодной, теплой. Поиграйте в «Рыбака и рыбку» - вылавливайте сачком игрушки из надувного бассейна или тазика.
 Песок.  Покажите, как сухой песок пересыпается из ведерка в формочку, и расскажите, что его можно просеивать через воронку или решето. Если песок намочить, он сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Вместе с малышами приготовьте пирожки для куклы.
 А вот и камешки! Сколько их, какие разные! Их можно погладить, ими можно по всему постучать, выложить на песке контур любого предмета.
 Вот это дерево!  Учите детей различать деревья, кусты. Попросите малыша показать высоту дерева, вытянув пальцы вверх или присев на корточки. Соберите насколько разных по форме листьев и сравните их форму. Маленькие дети с удовольствием откликаются на предложение пойти поздороваться с деревом или поиграть в прятки, скрываясь за стволом дерева.
 Игры для детей постарше.
 Цветы и ветерок.  Дети выбирают для себя название цветка, обращаются к ведущему- ветерку «Здравствуй, ветерок! Угадай наше имя». Ветерок отвечает «Здравствуйте, цветы! »- и начинает перечислять названия цветов. Как только угадывает название, дети разбегаются, а ведущий их ловит. При повторении игры выбирается другое название цветка, а также можно поменять способ бега - спиной вперед, галопом, на носках, на внешней стороне стопы. Теми же движениями пользуется ведущий.
 Найди камешки. Детям поочередно даются задания- найти самый большой камень, самый гладкий, самых красивый. Игра проводится в форме соревнования – кто быстрее.
 К названному цветку беги.  Дети не должны срывать цветы. Подбежав к цветку, его можно понюхать, бережно потрогать рукой.
 И самое главное - это вырастить хоть одно, но собственное растение. Также можно организовать работу на экологической тропе. Главное назначение экологической тропы для дошкольников не сколько информационное, сколько деятельностно - игровое. Не нужно стремиться, чтобы все выглядело идеально – убирать сухие листья, уничтожать сорняки. Экологическая тропа может содержать – овощной огород, аптекарский уголок, метеоплощадку, альпийские горки, цветочные «часы».
свернуть

Безопасное лето

Правила безопасного поведения на детских игровых площадках

  • объясните ребенку, что нельзя кататься на неис­правных качелях, горках;
  • ребенок должен знать, что, если он упал с качелей, нельзя сразу вставать, чтобы не получить удар по голове;
  • расскажите ребенку, что нельзя кататься стоя на ногах, спрыгивать, подходить близко, если катаются другие дети, раскачивать пустые качели;
  • объясните ребенку, что прежде чем съехать с горки, он должен убедиться, что предыдущий ребенок встал на ноги и отошел в сторону;
  • объясните ребенку, что все сооружения на детской площадке сделаны из железа или другого прочного материала, а, соответственно, если не соблюдать правила безопасности, можно получить серьезную травму
 
Безопасность при катании на роликах и велосипеде
  • не разрешайте ребенку выходить на улицу с самокатом, велосипедом, роликами без сопровождения взрослых;
  • ребенок должен знать, что кататься нужно только по тротуарам с ровной поверхностью, обязательно наденьте ему наколенники, налокотники, шлем;
  • объясните, что крутой склон, неровности на дороге, проезжающий транспорт - все это представляет серьезную опасность;
  • научите ребенка останавливаться у опасных мест: выездов машин из дворов, автостоянок, арок
 
Безопасность на улице
объясните ребенку, что нельзя:
  • идти гулять, не предупредив взрослых;
  • уходить от своего дома, двора;
  • играть на пустырях, возле заброшенных домов, строек, сараев, в подвалах и на чердаках;
  • входить лифт с незнакомыми людьми;
  • брать угощения, подарки от незнакомых людей;
  • подбирать на улице (в подъезде) шприцы, бутылочки из-под лекарств и т.д.;
  • лазать по деревьям, заборам;
  • трогать бездомных кошек, собак и любых других животных или птиц;
  • идти со старшими ребятами, которые хотят втянуть в опасную игру (например: пойти играть в лес, разжечь костер, поиграть на стройке и т.д.). Нужно научить ребенка твердо говорить «нет», если ему что-то не нравится или смущает
 
Безопасность при отдыхе на природе
Помните, что разводить костры необходимо только в специально отведенных местах!
  • попросите ребенка помочь вам собрать дрова для разведения костра;
  • объясняйте и комментируйте все свои действия;
  • окопайте место для костра и обложите его камнями;
  • разводите костер возле водоема или поставьте рядом емкость с водой (песком), чтобы при необходи­мости можно было быстро потушить пламя;
  • если для жарки шашлыков используете мангал, следите за тем, чтобы дети не играли рядом и случайно не опрокинули его;
  • объясните ребенку, что нельзя поджигать палки и размахивать ими, так как можно устроить пожар;
  • уезжая с места отдыха, вместе с ребенком залейте костер водой и засыпьте землей
 
Правила безопасного поведения во время грозы
  • объясните ребенку, что гроза - опасное природное явление;
  • расскажите ребенку, что во время грозы нужно укрыться в помещении, закрыть окна и отойти вглубь комнаты, выключить электроприборы и мобильный телефон;
  • на улице нужно обязательно прекратить подвиж­ные игры, ни в коем случае не прятаться под одиноко стоящим деревом;
  • расскажите ребенку, что если нет возможности зайти в помещение, то можно спрятаться в овраге, канаве, яме (постелить что-нибудь на землю (куртку, рюкзак) и присесть (ступни поставить вместе, опустить голову, руками обхватить колени)
 
Правила безопасного поведения при посещении леса
чтобы не "словить" клеща:
  • отправляясь с ребенком в лес за грибами и ягодами, обязательно обработайте открытые участки тела репеллентом от клещей;
  • одежду для себя и ребенка выбирайте светлых тонов - так легче обнаружить клещей;
  • манжеты рукавов должны прилегать к руке, а ворот рубашки иметь плотную застежку. Обязательно наденьте головной убор;
  • брюки заправьте в носки. На ноги лучше всего надеть резиновые сапоги;
  • если клещ присосался к телу, сразу обратитесь к врачу
 
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРОИЗОШЕЛ ПОЖАР
  • выбежать на улицу;
  • позвонить по телефону 101 или 112 и вызвать спасателей;
  • сообщить, что горит и свой адрес
если при пожаре выйти из помещения невозможно, необходимо:
  • вызвать спасателей по телефону 101 или 112;
  • закрыть окна, заткнуть зазоры под дверью мокрыми тряпками;
  • рот и нос прикрыть влажной тканью;
  • если есть возможность, выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь;
  • если балкона нет, дожидаться помощи возле окна, подавая сигналы спасателям куском яркой материи
Уважаемые взрослые! Храните спички, зажигалки в не доступных для детей местах!
И самое главное - не оставляйте детей без присмотра!
 
В случае пожара звоните 101 или 112
1. Сообщите следующие сведения:
  • адрес, где обнаружен пожар;
  • объект, где происходит пожар:
  • во дворе, в квартире, в подвале, на складе и т.д.;
  • ЧТО КОНКРЕТНО ГОРИТ (телевизор, мебель, автомобиль); свою фамилию и телефон.
2.Отвечайте на все уточняющие вопросы диспетчера:
  • номер дома, подъезда, код для входа в подъезд и т. д.;
  • говорите по телефону четко и спокойно.
3. По вашему звонку спасатели уже подняты по тревоге и выезжают, а все дополнительные сведения им передаются по рации.
4. После вызова выйдите из дома,
5. Встретьте спасателей и покажите самый быстрый и удобный проезд к месту пожара.
 
Правила безопасного хранения легковоспламеняющихся жидкостей (далее - ЛВЖ)
  • объясните своему ребенку, что нельзя заходить в помещения (гараж, сарай и т.д.), где хранятся ЛВЖ;
  • расскажите об опасности ЛВЖ (их пары токсичны и могут вспыхнуть от малейшей искры);
  • ребенок должен знать, что ЛВЖ очень сильно и неприятно пахнут;
  • предупредите, чтобы ребенок ни в коем случае не пользовался ЛВЖ (заправлять скутер, разводить лакокрасочные изделия и т.д. должны только взрослые);
  • позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не было доступа в помещение, где хранятся ЛВЖ
 
Безопасность в деревне (на даче)
  • деревне или на даче ребенок должен находиться под присмотром, ведь в сельской местности немало опасных ситуаций;
  • уберите ядовитые вещества, легковоспламеняю­щиеся жидкости, спички, зажигалки в не доступные для ребенка места;
  • расскажите ребенку, к каким растениям нельзя притрагиваться, пробовать на вкус (борщевик, бузина, волчье лыко, пижма, белена и др.);
  • дети любят лазать по деревьям, поэтому избавь­тесь от сухих, хрупких веток в саду, чтобы ребенок не получил травму;
  • храните садовые инструменты в закрытых помеще­ниях;
  • не оставляйте ребенка одного возле домашнего бассейна, искусственного водоема, открытых колодцев;
  • ограничьте доступ ребенку на чердаки и в сараи;
  • объясните ребенку, что прежде, чем кушать ягоды, фрукты, овощи, нужно их тщательно помыть;
  • не отпускайте ребенка одного гулять в лес или неизвестную местность;
  • ни в коем случае не отпускайте ребенка гулять в песчаные карьеры (котлованы);
  • объясните, что нельзя спускаться на дно карьера, выкапывать в нем траншеи и лазы (т.к. песок может обвалиться)
 
Правила безопасного поведения с животными
  • объясните ребенку, что без взрослых нельзя подходить к домашним животным (коровам, лошадям, козам), так как они могут его травмировать, укусить;
  • объясните ребенку, что с собаками, особенно чужими, нужно быть осторожным;
  • расскажите, что не стоит подходить к собаке, когда у нее маленькие щенки, или когда она кушает (собака будет защищаться и укусит);
  • ребенок должен знать, что бездомные животные могут быть переносчиками опасного для человека заболевания - бешенства;
  • объясните ребенку, что нельзя дразнить собаку и убегать от нее;
  • незнакомую собаку можно просто обойти стороной;
  • расскажите ребенку, что, если собака нападает, можно дать ей команду "Фу", "Лежать", бросить что-нибудь съестное;
  • если животное укусило ребенка, он должен обязательно об этом сказать взрослым (нужно обработать рану перекисью, а кожу вокруг раны йодом, наложить стерильную повязку и незамедлительно обратиться к врачу)
 
Правила безопасного поведения на водоеме (реке, озере)
если вы отдыхаете вместе с ребенком:
  • обратите внимание, что дно водоема должно быть чистым и неглубоким, без коряг, водорослей и ила;
  • проверьте, нет ли на берегу битого стекла, острых камней и других опасных предметов;
  • располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей;
  • наденьте на ребенка головной убор;
  • не допускайте ситуаций, когда ребенок находится возле водоемов (река, озеро) один;
  • наблюдайте за ребенком, когда он играет на берегу, не выпускайте его из вида;
  • входите в воду с ребенком постепенно, резкое погружение может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги;
  • не позволяйте ребенку нырять с ограждений или берега;
  • пресекайте шалости детей на воде;
  • не допускайте переохлаждения ребенка, чередуйте игры на берегу с купанием
 
Правила безопасного поведения на водоеме (реке, озере)
если вы не можете быть рядом с ребенком на водоеме, договоритесь с родными (близкими, знакомыми, соседями), чтобы они присмотрели за ним во время купания.
  • объясните ребенку, что его безопасность зависит от него, поэтому он должен быть осторожным и соблюдать правила поведения на воде;
  • предупредите, что плавать можно только в специально оборудованных местах, недалеко от берега;
  • объясните ребенку, что не стоит хвастаться перед друзьями умением плавать и устраивать соревнова­ния;
  • объясните ребенку, что нельзя плавать на досках, надувных матрасах, автомобильных камерах и иных предметах;
  • расскажите об опасности игр на воде: нельзя хватать за ноги, "топить", подавать ложные сигналы о помощи;
  • расскажите ребенку, что, если кто-то тонет, нужно вызывать спасателей по телефону 101 или 112
 
Безопасность при путешествии на личном транспорте
  • отправляясь на личном транспорте путешествовать, необходимо позаботиться о безопасности - заблокировать двери внутри салона;
  • не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения;
  • при остановке в незнакомом месте следите за тем, чтобы ребенок не выходил из машины раньше вас;
  • усаживайте ребенка в правую заднюю часть сиденья;
  • используйте специальное детское автокресло. Ребенок обязательно должен быть пристегнут ремнями безопасности
 В летнюю жару ни в коем случае не оставляйте ребенка даже на несколько минут в салоне автомобиля!
 
Конечно, невозможно предусмотреть все и полностью обезопасить ребенка.
Но проговорить опасные ситуации, объяснить, почему они могут произойти,- обязанность родителей.
Ребенок копирует поведение родителей, поэтому будьте для него хорошим примером.
Запретить ребенку познавать мир невозможно, задача родителей - подстраховать его, научить, предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг впереди.
Счастливого и безопасного отдыха Вам и Вашим детям!
свернуть

Знакомим со свойствами песка и воды

Наступило долгожданное лето... Тело уже не сковано душной и тяжелой одеждой. Дни стали длинные-предлинные... Почти все свободное время можно проводить на улице. А там...А там можно наконец поиграть в то, во что не поиграешь в группе: в песок, камешки, глину, воду... Кстати. В Японии существует специальный парк, в котором взрослые получают редкую возможность побултыхаться, поваляться, изгваздаться в самых разных по густоте, липкости, вязкости и цвету видах грязи. Психологи считают, что это великолепное средство от стрессов. Почему? Такое валяние снимает бремя перфекционизма - стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным. Оно освобождает эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого. (Так что не побрезгуйте разделить с малышом его игру, и вы тоже получите пользу для своего здоровья!)

Именно сейчас можно уделить время их «общению» с природными мате­риалами: песком, водой, глиной. Какие же их свойства могут усвоить дошколь­ники? Они уже способны понять, что та­кое три состояния воды. Начнем с жид­кого ее состояния - самого привлека­тельного для детей. Первые представле­ния о воде складываются в младшем до­школьном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лупами солнца (лужи высыхают).

Для уточнения представлений о теку­чести воды можно провести несложный опыт. Возьмите два ведерка (стаканчика и т.д.), наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки, деревянные спилы и т.д.). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраня­ют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти само­стоятельно, переливая воду из одних со­судов в другие (баночки, формочки и тд). В заключение обобщите результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.

Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даем детям пить на прогулке).

Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетруд­но. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят они. Труднее дока­зать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточните смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.

Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложите вспомнить предметы бело­го цвета. Можно взять лист бумаги и ря­дом поставить прозрачную баночку с водой или стакан. На основе нагляднос­ти дети убедятся: чистая вода не имеет цвета - она бесцветная.

С этим признаком воды непосредст­венно связан другой - прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Предложите им бросить в таз (бассейн) с водой камешки. Можно спросить де­тей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрач­ная ли вода в реке, озере, луже? В заклю­чение подведите детей к обобщению: чистая вода - прозрачная; мутная и грязная - непрозрачная.

У воды есть еще один признак, ознако­миться с которым дошкольнику интерес­но: способность поверхности воды отра­жать окружающие предметы. В тихий, безветренный день подведите детей к лу­же на асфальте. Рассмотрите, что отража­ется в воде. Старшим дошкольникам мож­но рассказать, что в старину, когда не бы­ло зеркала, люди рассматривали себя, на­клонившись над рекой, бочкой с водой.

Сложнее всего сформировать пред­ставление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака), по­скольку детей надо предварительно по­знакомить с таким физическим явлени­ем, как испарение. В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.

В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому про­цессу: в аквариуме снизился уровень во­ды, высохла лужа на участке, поднима­ется пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т.д. Вернулись с прогулки в сырой одежде - окна в раз­девалке запотели, «заплакали».

Конечно, представления о превраще­нии воды в газообразное состояние до­вольно сложны. Их полноценное фор­мирование возможно при условии ор­ганизации опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача и не ставится.

Дети довольно рано начинают связы­вать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холод­но - вода замерзает, тепло – тает.

Наполните бутылку водой примерно на ¾. Опустите в нее соломинку. Предложите сильно подуть на верх соломинки. Когда ребенок подберет правильное положение губ, водяной тромбон начнет звучать. Медленно перемещая соломинку вверх-вниз. Продолжая дуть. Чем ниже опускается соломинка, тем ниже звук.

Удивительные здания, подземные до­роги и дороги, сбегающие с крутых гор, замки, крепости и глубокие колодцы,парки и сады со скульптурами из песка - все свидетельствует о богатой фантазии ребенка, его развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Сколько у них выдумки и изобретательности. Сколько настойчивости! Но песок строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.

Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Для этого следует орга­низовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой несом легче влажного. Тогда им будет понятно: что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.

Чтобы подвести детей к понимании того, почему песок пропускает воду; быстро сохнет, познакомьте их с его составом. Для этого каждому ребенку предложите положить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочни­цы. Целесообразно поставить перед деть­ми познавательную задачу: «Вниматель­но рассмотрите песок найдите как мож­но больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удив­лением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (попадаются темные и светлые), по сте­пени блеска (одни блестят, другие мато­вые), в песке встречаются ракушки и т.д.

После этого детей несложно подвес­ти к выводу, почему песок сыпучий: пес­чинки не скреплены между собой, по­этому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быст­рого высыхания песка: между песчинка­ми есть свободное место, куда проника­ет ветер, солнечное тепло.

Игры с песком, водой  любимое занятие детей на прогулке. Развитие познавательной активности об окружающем мире и о себе. Стимулировать освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания. Формирование положительного отношения к миру. Таким образом, каждый день, проведенный в детском саду, мы стараемся сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало.

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру….

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу

свернуть

Летние игры

Лето – удивительная пора, когда целый день  можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, в лес, в парк, к водоему. Такие поездки очень полезны и познавательны. Для взрослых важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей.

Помочь в решении этой задачи могут различные игры и упражнения. Предлагаем ознакомиться с некоторыми их них.

На полянке можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:

  • побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
  • по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
  • пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
  • побегать между деревьями в различных направлениях;
  • побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.

Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.

Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»

В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …

Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.

На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель.

Лучший материал для этого  еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто  дальше бросит».  Круги на воде помогут выявить победителя.

Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.

«Сбей шишки»

На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.

«Заполни ямку»

В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.

«Палочка – выручалочка»

Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:

  • Палочка пришла – никого не нашла!

Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:

  • Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.

Найденный ребенок тоже бежит к палке,  стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:

  • Палочка –выручалочка, выручи меня!

Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может незаметно подбежать к палочке –выручалочке и сказать:

  • Палочка – выручалочка. Выручи всех!

Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.

«Кто быстрее добежит»

Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Игровые упражнения с прыжкам

Спрыгнуть с поваленного дерева.

Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к  дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.

Не стоит забывать, что воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазать по деревьям! Это вообще противопоказано детям, так как связано с подтягиванием на руках, натуживанием, задержкой дыхания. Для переползания подойдут поваленные деревья, а для подлезания    - низко растущие ветки деревьев.

Выезжая на прогулку не забудьте про игры с детьми! В игре ребенок развивается, как личность!

свернуть

Избегайте теплового удара

Перегревание организма — одна из самых серьёзных проблем, которые могут возникнут в жаркое время года. При высокой температуре воздуха вы можете пострадать от теплового или солнечного удара. Симптомы у них почти одинаковые, но солнечный удар намного опаснее — он сопровождается очень высокой температурой, после него организм нуждается в более длительном восстановлении. Тепловой удар возникает при долгом пребывании на жаре (в том числе и в закрытом помещении), солнечный же может быть вызван пребыванием под прямыми лучами солнца. Результат — нарушение естественной терморегуляции нашего тела.

Как известно, нормальная температура нашего организма составляет около 36,6 градусов Цельсия (у некоторых людей — до 37, это вариант нормы). Наше тело — это уникальная биологическая система, имеющая очень высокий уровень адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Мы приспосабливаемся и к сильному морозу, и к жгучей жаре. К сожалению, возможности нашего тела не безграничны. Например, если температура воздуха на улице превышает 40 градусов Цельсия, человек через некоторое время после выхода из дома чувствует недомогание. При несоблюдении разумных правил предосторожности недомогание может обернуться более серьёзными последствиями.

Итак, что же должно насторожить? Первые признаки теплового и солнечного удара — тошнота, рвота, сильная беспричинная головная боль, головокружение без видимых причин, учащение ритма сердечных сокращений, частое поверхностное дыхание, одышка, спазмы мускулатуры (иногда — очень болезненные), прекращение или резкое уменьшение потоотделение, повышение температуры и сухости кожи, потеря сознания. Постарайтесь запомнить перечисленные выше симптомы, чтобы сразу же обратить внимание на ухудшение самочувствия в летнюю жару и быстро обратиться за помощью.

Тепловой или солнечный удар может возникнуть у любого человека, даже абсолютно здорового, после длительного воздействия прямых лучей солнца или высокой температуры окружающей среды. Более чувствительны к этим факторам люди, страдающие сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, кожными недугами, алкоголизмом, а также принимающие некоторые сильнодействующие медикаменты. Вероятность теплового или солнечного удара повышается при регулярном злоупотреблении алкогольными напитками, регулярного продолжительного воздействия высокой температуры (например, при работе в тяжёлых условиях), слишком интенсивной нагрузке во время спортивных тренировок, недостаточном потреблении жидкости в жаркие дни, гипергидрозе (слишком обильном потоотделении), некоторых нарушениях обмена веществ. В группу риска также попадают пожилые люди, дети, беременные.

Что же делать, если несмотря на все принятые меры предосторожности вы всё же плохо себя почувствовали? При возникновении первых симптомов неблагополучия (обычно это тошнота, головокружение, некоторое нарушение координации движений) немедленно переместитесь в тень или зайдите в магазин, оборудованный кондиционерами (сейчас в большинстве торговых точек поддерживается благоприятный климат). Немедленно выпейте стакан холодной негазированной воды мелкими глотками, примите удобную позу, отдохните в течение 10 — 15 минут. Добравшись до дома, отложите все запланированные дела и соблюдайте щадящий режим до конца дня. Обычно этих мер оказывается достаточно для предотвращения тяжёлых последствий.

Если признаки теплового удара не исчезают, оботрите кожу губкой, смоченной в холодной воде, полейте водой голову. Расстегните или снимите плотно прилегающие к телу предметы одежды, ослабьте ремень. Выпейте мелкими глотками 1 — 2 стакана холодной минеральной воды без газа или раствор регидрона (его можно заменить другим аналогичным препаратом). Таким образом вы предотвратите прогрессирование обезвоживания. При ухудшении состояния как можно быстрее обратитесь к врачу (желательно вызвать «скорую помощь»). Медлить нельзя — при перегревании в первую очередь страдает головной мозг, а также центральная нервная система. Это может привести к очень тяжёлым последствиям.

У некоторых людей тепловой и солнечный удар вызывает шоковое состояние. Наполненность пульса уменьшается, снижается артериальное давление, губы и ногти приобретают характерный синеватый оттенок. Кожа становится влажной и прохладной, возможна потеря сознания, отёк внутренних органов и головного мозга. Это очень опасное состояние, требующее немедленного помещения больного в отделение интенсивной терапии.

Для предотвращения теплового и солнечного удара следите за водным балансом вашего организма. Пейте не менее 2,5 л воды в день, ешьте сочные фрукты и овощи в свежем виде. Пусть в вашем рационе присутствуют нежирные кисломолочные продукты, натуральные соки, минеральная вода. При отсутствии противопоказаний желательно соблюдать сбалансированную диету с ограниченным количеством углеводов и преобладанием продуктов, богатых калием и нерастворимой клетчаткой. Плотная, обильная еда способствует выделению большого количества энергии. Высокая температура окружающей среды не позволит ему использовать эту энергию по назначению, поэтому весьма вероятно перегревание. Откажитесь от алкоголя и сигарет, уменьшите интенсивность спортивных тренировок (или же посещайте спортивный зал с климатическим контролем).

Чтобы избежать солнечного удара, держитесь теневой стороны во время прогулок. Носите лёгкие головные уборы из натурального материала — этот изысканный аксессуар не только дополнит ваш гардероб, но и убережёт вас от палящих солнечных лучей.

Летом носите одежду из натуральных тканей, свободного покроя. Избегайте облегающих фигуру вещей из плотной ткани — выглядят они красиво, но теплообмен в них замедляется, что может привести к перегреванию. Для защиты от прямых солнечных лучей используйте парео, воздушные шарфы, накидки, зонтики из лёгких тканей.

Вы постоянно принимаете какие-либо лекарственные препараты по назначению врача? После наступления жаркой погоды обязательно посетите вашего доктора, чтобы уточнить дозировку лекарств и при необходимости скорректировать её, изменить время приёма, возможно — подобрать другие медикаменты. Некоторые лекарства увеличивают чувствительность организма к повышению температуры окружающей среды, уменьшают потоотделение и повышают риск перегревания.

Если у вас есть маленькие дети, во время летних прогулок соблюдайте особую осторожность. У детей механизм терморегуляции ещё только формируется, и там, где взрослый почувствует лишь лёгкое недомогание, малыш может очень серьёзно пострадать. Не допускайте длительного пребывания ребёнка под прямыми лучами солнца, в жаркую погоду уменьшайте продолжительность ежедневных прогулок или же измените режим — выходите из дома рано утром и вечером после заката.

Следите за тем, чтобы ваш малыш летом носил головной убор. Сейчас в магазинах можно купить разнообразные кепки, панамки, шапочки, которые идеально дополнят любой гардероб. Отдайте предпочтение изделиям из хлопка, батиста или тонкого льна. Одевайте ребёнка по погоде — пусть его тело свободно дышит.

Как оказать первую помощь при солнечном ударе ребенку 

Тепловой и солнечный удар у детей проявляется так же, как у взрослых, но все симптомы прогрессируют намного быстрее. Первыми признаками неблагополучия обычно становятся головная боль, слабость, головокружение, в тяжёлых случаях — рвота и потеря сознания.

Вне зависимости от того, солнечный удар у вашего ребенка или тепловой, нужно понимать, что это серьезно и без помощи врачей здесь не обойтись. Действия взрослых в период ожидания бригады скорой помощи должны быть такими:

• перенести ребенка в тень или прохладное место;

• уложить на бок так, чтобы голова и верхняя часть туловища были немного приподняты;

• если начались рвотные позывы, поверните головку набок;

• разденьте ребенка до трусиков;

• в качестве компресса используйте смоченную в холодной воде ткань (но не лед!);

• предложите прохладное питье, лучше воду;

• оботрите ребенка водой или заверните его всего в мокрую пеленку.

Не отвергайте предложение госпитализации — врач объективно оценит состояние малыша и своевременно увидит тревожные симптомы, а в стационаре под круглосуточным наблюдением вероятность осложнений намного уменьшится.

свернуть

Питание в летний период

В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бе­гают, играют, купаются. Кроме того, во время оздоровления дети получают широкий комплекс оздоровительных мероприятий (физиотерапия, массаж, фитотерапия и др.).

Все это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсив­ным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста ребенка усиливаются, а это требует большого поступления белка – ос­новного пластического материала для построения клеток и тканей детского организма. Во время сильной жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.

С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В ус­ловиях перегревания в организме нарушается кислотно-щелочное равнове­сие. Все это свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в рацион ребенка.

В первую очередь в летнее время калорийность питания ребенка долж­на быть увеличена на 10-15% за счет увеличения пищевых веществ. Одно­временно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Ча­ще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легко усвояемые полноценные белки.

Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными вещест­вами в рацион ребенка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Зелень хо­рошо добавлять во все первые и вторые блюда, салаты, блюда для завтраков, ужинов, готовить «зеленые» бутерброды.

Летом желательно несколько изменить и время приема пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысо­ка и аппетит ребенка еще не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может быть перенесен на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10 ч.), который включает соки, фрукты, ягоды

Определенного внимания требует питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть необходимый запас кипяченой воды, фруктовых или овощных отваров; особенно полезен отвар шиповника, богатый витамином С. Питье можно давать ребенку и непосредственно перед едой, если он испытывает жажду, а также во время еды. Это способствует улучшению аппетита. Питье следует брать с собой во время длительных прогулок, для чего целесообразно использовать одноразовые стаканчики

свернуть

Солнце - это хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако, если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

свернуть
Меню раздела