Летний период
Неосторожное обращение с легковоспламеняющимися жидкостями
Неосторожное обращение с легковоспламеняющимися жидкостями
Как показывает практика, дети могут получить серьезные травмы из-за неосторожности при использовании легковоспламеняющихся жидкостей. Вспышки паров бензина, ацетона, бензола, толуола, некоторых спиртов и эфиров - по статистике периодически становятся причиной возгораний, в результате которых дети попадают в больницу. Только название - легко воспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) говорит само за себя, поэтому их использование требует особого внимания со стороны взрослых, а детям и вовсе запрещено. Не забывайте, что к ЛВЖ в контексте детских игр стоит отнести и лак для волос, морилку для тараканов, освежитель воздуха, парфюм. Почему-то детям иногда приходит в голову идея побрызгать бытовыми аэрозолями или парфюмом на пламя свечи, на конфорку. Вспышка будет масштабной и опасной. Обязательно расскажите ребенку все таящиеся опасности ярких флакончиков. Удалить из жизни все опасные предметы невозможно, но рассказать об опасности, научить и показать собственным примером родители обязаны.
Так, 15 июня в 22-35 врач скорой медицинской помощи сообщил спасателям о том, что в детскую областную клиническую больницу в Гродно с термическими ожогами пламенем госпитализирован 7-летний ребенок.
Как рассказала жительница областного центра, вместе с сыном они приехали на выходные к бабушке за город. Женщина разожгла мангал, а сама занималась хозяйственными делами. Мальчишка играл во дворе. Пока мама была занята, ребенок нашел пластиковую бутылку с неизвестной жидкостью и бросил её в мангал. Произошла вспышка, из-за которой на нем загорелась майка. Услышав крик сына, напуганная мать обнаружила, что на нем горит одежда. При помощи подручных средств потушила её и сообщила о случившемся в скорую помощь.
В тяжелом состоянии медработники госпитализировали ребенка в реанимационное отделение.
Уважаемые взрослые, обязательно расскажите детям об опасности легковоспламеняющихся жидкостей. Чаще всего малышам в руки попадаются ЛВЖ, к которым относятся и лакокрасочные изделия, при играх стройке или в доме, квартире, где идет ремонт. Не забывайте, что к ЛВЖ в контексте детских игр стоит отнести и лак для волос, морилку для тараканов, освежитель воздуха, парфюм. Детям иногда приходит в голову идея побрызгать бытовыми аэрозолями или парфюмом на пламя свечи, на конфорку или бросить обнаруженную бутылку с жидкостью в костер или мангал. Объясните малышам, что делать это категорически запрещено, вспышка будет масштабной и опасной. Удалить из жизни детворы все опасные предметы невозможно, но рассказать об опасности, научить ребенка правильному поведению – родители обязаны.
Как не потеряться в лесу!
Как не потеряться в лесу!
С начала текущего года спасатели региона уже трижды оказывали помощь в поисках потерявшихся в лесу граждан.
Так, 16 июня спасателям поступило сообщение о том, что в лесном массиве вблизи деревни Салатье под Гродно потерялся ребёнок.
Взволнованные родители рассказали, что приехали с ночевкой на берег озера. Утром их 7-летний сын пошёл прогуляться в лес. Через некоторое время мальчик не вернулся и его стали искать. Школьник не отзывался на крик, телефона с собой у него не было. Прочесав массив вблизи места стоянки и не обнаружив сына, родители сообщили о случившемся в милицию.
Для поисков были привлечены спасатели, работники районного отдела внутренних дел, пограничники и представители Красного креста. Всего были задействованы 32 человека на 13 единицах техники. Спасатели и подняли в воздух квадрокоптер. Периодически подавали звуковые сигналы и информировали проезжающие транспортные средства о потерявшемся в лесу ребенке.
В 12-50 житель областного центра, который приехал в лес для сбора ягод, обнаружил потерявшегося мальчика и привез его к родителям. Медицинская помощь ребёнку не потребовалась.
Спасатели напоминают! Если вы оказались в такой чрезвычайной ситуации – не паникуйте! Переведите дыхание, успокойтесь. Постарайтесь вспомнить, с какой стороны вы пришли. Позвоните в службу спасения по телефону 101 или 112. Сообщите ориентиры вокруг вас, а также место, откуда вы заходили в лес и примерно в каком направлении двигались. Уточните, слышите ли вы шум машин или поездов (шум трактора слышно за 3-4 км, лай собаки – за 2-3 км, идущий поезд – за 10 км). Внимательно посмотрите по сторонам. Если вам отчётливо видна тропинка или дорога – идите по ней. Также хорошим помощником станут линии электропередач и ручей (следуйте вниз по течению). Идя по лесу, кричите по сторонам – так велика вероятность, что вас услышат.
Важно! Прежде, чем отправиться в лес – всегда сообщайте об этом своим близким. Скажите им примерное время пребывания и радиус своего нахождения. Одевайтесь ярко, берите заряженный мобильный телефон и необходимый запас еды и воды. Не завывайте о лекарственных препаратах, если вы нуждаетесь в их постоянном приеме.
Находясь в лесу, будьте предельно осторожны при обращении с огнем.
Безопасность на водоеме при катании на плавсредствах
Безопасность на водоеме при катании на плавсредствах
Многие граждане имеют в личном пользовании различные плавсредства (лодки, гидроциклы, катеры и др.), остальные пользуются взятыми на прокат. В любом случае любителям водных прогулок необходимо помнить, что катание на любых плавсредствах требует строгого соблюдения правил безопасности при их эксплуатации, нарушение которых может повлечь за собой непоправимые последствия.
Так, 16 июня в 13-57 сморгонским спасателям поступило сообщение о том, что на реке Вилия вблизи агрогородка Жодишки перевернулась лодка, в воде находился человек. Прибывшие к месту работники МЧС обнаружили, что в воде в 10 метрах от берега находится человек, удерживаясь за поваленное дерево. Спасатели бросили терпящему бедствие круг и вытянули его на берег.
Как позже рассказал спасенный, он вместе с дочерью катался на лодке. В какой-то момент плавательное средство столкнулось с бревном и опрокинулось. Пассажиры оказались в воде. Девушка попыталась помочь отцу выбраться на берег, но мужчина не мог двигаться. Он зацепился за бревно и ожидал помощи. Тем временем его дочь, выбравшись на берег, бросилась за помощью в расположенный рядом детский лагерь, где вызвали МЧС.
Прибывшая бригада скорой помощи осмотрела спасенного мужчину, медицинская помощь ему не потребовалась.
Важно! Все находящиеся на плавсредстве должны надевать спасательные жилеты.
Запрещается: превышать установленное количество людей на борту; управлять плавсредсвами в состоянии алкогольного опьянения; управляющему плавсредством заходить за обозначенные буйками акватории, отведенные для купания; прыгать в воду с лодки; сидеть на бортах, переходить с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки; выходить на воду на плавсредствах, совершенно для этого не приспособленных; близко подплывать к плавсредствам, вблизи них возникают водовороты, волны и течения: плывущего может затянуть под них.
Советы, чтобы избежать беду
🔥МЧС предупреждает🔥
С наступлением лета многие отправятся отдохнуть на природу 🏕☀️
✅️Если вы решили пожарить шашлык во дворе, напоминаем, что мангалы и аналогичные устройства для приготовления еды на открытом огне следует располагать на безопасном расстоянии от строений.
✅️ Нельзя оставлять костер и мангал без присмотра!
✅️ Не используйте для розжига легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
✅️ После окончания горения угли следует потушить до полного прекращения тления.
✅️ Держите под рукой лопату, огнетушитель или ведро с водой.
❗️В случае пожара звоните спасателям по телефонам ☎️ 101 или 112.
Профилактика детских травм
Охрана жизни и здоровья детей – важнейшая задача как государства, так и каждого родителя. В связи с чем, остро стоит вопрос профилактики детского травматизма и гибели детей от внешних причин. К сожалению, мы, родители, не может все время находиться рядом с нашими детьми, но наша главная задача – это создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.
Тысячи детей с нетерпением ждут начала лета и наша задача сделать его безопасным для каждого ребенка. Наиболее частые происшествия с участием детей в летний период – это ожоги, отравления, падения, в том числе из окон, а также утопления.
Падения
Начиная с того момента как ребенок начинает ходить, он подвержен различным опасностям. Задачей родителей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства, передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
-выходя из квартиры или возвращаясь домой, не катите коляску с ребенком по лестнице, ведь даже пристегнутый предохранительными ремнями, он может выпасть из коляски;
-окна могут быть источником опасности для ребенка, но так как нельзя их все время держать запертыми, то необходимо следить за ними.
Москитная сетка не обеспечивает безопасность ребенка, ее задача – оградить жилое помещение от насекомых. Поэтому – не оставляйте настежь открытым окно в комнате где находится ребенок!
-нельзя разрешать детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник;
-терраса, балкон, где играют дети, должны иметь хорошую защитную решетку, очень высокую и с узкими пролетами.
В летнее время зоной повышенной опасности становятся дворы. Весьма травмоопасными являются качели, в основном неухоженные: стойки расшатываются, металлические перекладины ослабевают, канаты перетираются, сиденья трескаются. Все это чревато травмами. После падения с качелей типичной ошибкой является попытка встать на ноги, приводящая к получению дополнительного удара.
Следует внимательно отнестись к катанию и прыжкам на скейтах. Этот процесс часто влечет за собой травмы головы, лица, повреждения спины, живота. Чтобы этого не случилось, нужно приобрести и использовать при катании наколенники, налокотники и шлем.
Отравление бытовыми химическими веществами
и лекарственными препаратами.
Средства бытовой химии, ядовитые вещества, в том числе, предназначенные для борьбы с грызунами или насекомыми, лекарственные препараты, кислоты и щелочные растворы ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.
Неотложная помощь при острых отравлениях:
-при попадании ядовитого вещества в глаза их необходимо как можно быстрее промыть большим количеством воды;
-при попадании токсического вещества на кожу ребёнка: нужно раздеть, кожу обмыть, не растирая теплой водой с мылом, затем просто теплой водой, надеть ребенку чистое белье;
-при ингаляционных отравлениях – необходимо вывести пострадавшего на свежий воздух;
-при попадании яда в организм через рот – нужно вызвать рвоту, перед тем, как вызвать рвоту пострадавшему дают выпить 200-500 мл воды (в зависимости от возраста); противопоказания для стимуляции рвоты: бессознательное состояние пострадавшего, наличие судорог; после промывании желудка назначают энтеросорбенты (наиболее известный – «уголь активированный»).
При отравлении или при подозрении на острое отравление лекарственными средствами и средствами бытовой химии необходимо как можно скорее обратиться за медицинской помощью.
Утопления
В летние жаркие дни взрослые и дети устремляются к водоемам. Однако отдых на воде представляет собой определенную опасность. Если взрослые гибнут в основном по собственной халатности, то гибель детей, как правило, на совести взрослых.
Отдыхая на воде необходимо соблюдать правила поведения и меры безопасности. Вода не прощает шалостей, поэтому следует всегда помнить о мерах безопасности:
-купание должно происходить только в разрешенных местах, на благоустроенных пляжах, где есть спасательные пункты и предусмотрены места для купания детей;
-нельзя оставлять одних детей без присмотра взрослых, как на берегу водоема, так и в воде. На детях должны быть устройства, поддерживающие плавучесть (круги, жилеты), как во время купания, так и рядом с водой;
-не разрешайте устраивать детям игры в воде, связанные с нырянием и захватом ног и рук купающегося;
-детям, не достигшим 16 лет, рекомендуется кататься на лодках только вместе со взрослыми. Находясь на лодке опасно пересаживаться, садиться на борта, перегружать лодку сверх установленной нормы. Нахождение ребенка на лодке допускается только в спасательном жилете;
-не рекомендуется купаться ранее, чем через полтора - два часа после еды;
-температура воды при купании должна быть не ниже 19 градусов, находиться в ней рекомендуется не более 15 минут. Длительное пребывание в воде, особенно холодной, может привести к переохлаждению тела и вызвать судороги;
-не разрешается нырять в незнакомых местах, прыгать в воду с мостов, пристаней, подплывать к близко проходящим лодкам, катамаранам, парусникам и другим плавательным средствам.
Еще один момент, на котором стоит остановиться – это бочки и ванны с водой, искусственные водоемы, бассейны во дворах. Здесь особое внимание и тревогу вызывают маленькие дети. Буквально нескольких минут достаточно, чтобы ребенок дошкольного возраста, попав в воду, захлебнулся.
В последнее время участились случаи нахождения и «прогулки» детей на ограждении вдоль водоема. К сожалению, не единичны случаи, когда родители усаживают маленьких детей на ограждения набережной, тем самым предоставляя ребенку не только хороший обзор, но и подвергая его большой опасности. Одно неловкое движение и Вы можете не удержать ребенка. Детям постарше необходимо разъяснить потенциальную опасность при нахождении на парапете или ограждении.
Первая помощь пострадавшему при утоплении
Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой. У тонущего человека в бронхи и легкие поступает вода, прекращается дыхание, развивается острое кислородное голодание и происходит прекращение сердечной деятельности. Поэтому необходимо сразу же обратиться за медицинской помощью, до прибытия медиков необходимо оказать первую доврачебную помощь.
Сразу после извлечения тонувшего из воды переверните его на живот таким образом, чтобы его голова оказалась ниже уровня таза. Маленького ребенка можно положить животом на свое бедро.
Введите два пальца в ротовую полость пострадавшего и круговыми движениями ее очистите.
Резко надавите на корень языка для вызова рвотного рефлекса и стимуляции дыхания.
При появлении рвотных движений и кашля удалите воду из легких и желудка, в течение 5-10 минут периодически с силой надавливая на корень языка, пока изо рта и верхних дыхательных путей не перестанет вытекать вода.
Для лучшего выхода воды из легких похлопайте ладонями по спине, а во время выдоха интенсивными движениями несколько раз сожмите с боков грудную клетку пострадавшего.
Если необходимый для спасения человека рвотный рефлекс не появился, переверните пострадавшего на спину, проверьте реакцию зрачков на свет и наличие пульса на сонной артерии. При их отсутствии следует приступить к сердечно-легочной реанимации:
-положите пострадавшего на спину, максимально запрокинув его голову назад для обеспечения проходимости дыхательных путей;
-при дыхании «рот в рот» зажмите ноздри пострадавшего, положите на его рот носовой платок или марлю и, плотно обхватив его рот губами, сделайте сильный выдох;
-при дыхании «рот в нос» закройте рот пострадавшему и делайте выдох в нос.
Одновременно с искусственным дыханием необходимо делать закрытый массаж сердца:
-положите основание ладони одной руки на нижнюю часть грудины пострадавшего, чуть выше солнечного сплетения, опираясь на нее, другую ладонь положите сверху; резко надавите руками на грудину и быстро отпустите, на два вдоха делайте 30 нажатий;
-периодически (через 3-4 минуты) удаляйте воду, пенистые образования и слизь из верхних дыхательных путей пострадавшего с помощью салфетки;
-реанимацию тонувшего человека необходимо проводить 30-40 минут и, даже если нет признаков ее эффективности, не спешите оставлять надежду на успех.
Уважаемые родители, ребенок должен чувствовать вашу любовь и внимание и всегда быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!
Придет время и ваш ребенок последует не вашим словам, а вашим поступкам, поэтому – безопасному поведению вы сможете научить только собственными правильными действиями.
Будьте осторожны!
Берегите себя и своих детей!
Не теряйте бдительность!
Питьевой режим в летний период
Летний питьевой режим - что и как пить в жару
Экологическое воспитание
Безопасное лето
Правила безопасного поведения на детских игровых площадках
-
объясните ребенку, что нельзя кататься на неисправных качелях, горках;
-
ребенок должен знать, что, если он упал с качелей, нельзя сразу вставать, чтобы не получить удар по голове;
-
расскажите ребенку, что нельзя кататься стоя на ногах, спрыгивать, подходить близко, если катаются другие дети, раскачивать пустые качели;
-
объясните ребенку, что прежде чем съехать с горки, он должен убедиться, что предыдущий ребенок встал на ноги и отошел в сторону;
-
объясните ребенку, что все сооружения на детской площадке сделаны из железа или другого прочного материала, а, соответственно, если не соблюдать правила безопасности, можно получить серьезную травму
- не разрешайте ребенку выходить на улицу с самокатом, велосипедом, роликами без сопровождения взрослых;
- ребенок должен знать, что кататься нужно только по тротуарам с ровной поверхностью, обязательно наденьте ему наколенники, налокотники, шлем;
- объясните, что крутой склон, неровности на дороге, проезжающий транспорт - все это представляет серьезную опасность;
- научите ребенка останавливаться у опасных мест: выездов машин из дворов, автостоянок, арок
- идти гулять, не предупредив взрослых;
- уходить от своего дома, двора;
- играть на пустырях, возле заброшенных домов, строек, сараев, в подвалах и на чердаках;
- входить лифт с незнакомыми людьми;
- брать угощения, подарки от незнакомых людей;
- подбирать на улице (в подъезде) шприцы, бутылочки из-под лекарств и т.д.;
- лазать по деревьям, заборам;
- трогать бездомных кошек, собак и любых других животных или птиц;
- идти со старшими ребятами, которые хотят втянуть в опасную игру (например: пойти играть в лес, разжечь костер, поиграть на стройке и т.д.). Нужно научить ребенка твердо говорить «нет», если ему что-то не нравится или смущает
- попросите ребенка помочь вам собрать дрова для разведения костра;
- объясняйте и комментируйте все свои действия;
- окопайте место для костра и обложите его камнями;
- разводите костер возле водоема или поставьте рядом емкость с водой (песком), чтобы при необходимости можно было быстро потушить пламя;
- если для жарки шашлыков используете мангал, следите за тем, чтобы дети не играли рядом и случайно не опрокинули его;
- объясните ребенку, что нельзя поджигать палки и размахивать ими, так как можно устроить пожар;
- уезжая с места отдыха, вместе с ребенком залейте костер водой и засыпьте землей
- объясните ребенку, что гроза - опасное природное явление;
- расскажите ребенку, что во время грозы нужно укрыться в помещении, закрыть окна и отойти вглубь комнаты, выключить электроприборы и мобильный телефон;
- на улице нужно обязательно прекратить подвижные игры, ни в коем случае не прятаться под одиноко стоящим деревом;
- расскажите ребенку, что если нет возможности зайти в помещение, то можно спрятаться в овраге, канаве, яме (постелить что-нибудь на землю (куртку, рюкзак) и присесть (ступни поставить вместе, опустить голову, руками обхватить колени)
- отправляясь с ребенком в лес за грибами и ягодами, обязательно обработайте открытые участки тела репеллентом от клещей;
- одежду для себя и ребенка выбирайте светлых тонов - так легче обнаружить клещей;
- манжеты рукавов должны прилегать к руке, а ворот рубашки иметь плотную застежку. Обязательно наденьте головной убор;
- брюки заправьте в носки. На ноги лучше всего надеть резиновые сапоги;
- если клещ присосался к телу, сразу обратитесь к врачу
- выбежать на улицу;
- позвонить по телефону 101 или 112 и вызвать спасателей;
- сообщить, что горит и свой адрес
- вызвать спасателей по телефону 101 или 112;
- закрыть окна, заткнуть зазоры под дверью мокрыми тряпками;
- рот и нос прикрыть влажной тканью;
- если есть возможность, выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь;
- если балкона нет, дожидаться помощи возле окна, подавая сигналы спасателям куском яркой материи
- адрес, где обнаружен пожар;
- объект, где происходит пожар:
- во дворе, в квартире, в подвале, на складе и т.д.;
- ЧТО КОНКРЕТНО ГОРИТ (телевизор, мебель, автомобиль); свою фамилию и телефон.
- номер дома, подъезда, код для входа в подъезд и т. д.;
- говорите по телефону четко и спокойно.
- объясните своему ребенку, что нельзя заходить в помещения (гараж, сарай и т.д.), где хранятся ЛВЖ;
- расскажите об опасности ЛВЖ (их пары токсичны и могут вспыхнуть от малейшей искры);
- ребенок должен знать, что ЛВЖ очень сильно и неприятно пахнут;
- предупредите, чтобы ребенок ни в коем случае не пользовался ЛВЖ (заправлять скутер, разводить лакокрасочные изделия и т.д. должны только взрослые);
- позаботьтесь о том, чтобы у ребенка не было доступа в помещение, где хранятся ЛВЖ
- деревне или на даче ребенок должен находиться под присмотром, ведь в сельской местности немало опасных ситуаций;
- уберите ядовитые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, спички, зажигалки в не доступные для ребенка места;
- расскажите ребенку, к каким растениям нельзя притрагиваться, пробовать на вкус (борщевик, бузина, волчье лыко, пижма, белена и др.);
- дети любят лазать по деревьям, поэтому избавьтесь от сухих, хрупких веток в саду, чтобы ребенок не получил травму;
- храните садовые инструменты в закрытых помещениях;
- не оставляйте ребенка одного возле домашнего бассейна, искусственного водоема, открытых колодцев;
- ограничьте доступ ребенку на чердаки и в сараи;
- объясните ребенку, что прежде, чем кушать ягоды, фрукты, овощи, нужно их тщательно помыть;
- не отпускайте ребенка одного гулять в лес или неизвестную местность;
- ни в коем случае не отпускайте ребенка гулять в песчаные карьеры (котлованы);
- объясните, что нельзя спускаться на дно карьера, выкапывать в нем траншеи и лазы (т.к. песок может обвалиться)
- объясните ребенку, что без взрослых нельзя подходить к домашним животным (коровам, лошадям, козам), так как они могут его травмировать, укусить;
- объясните ребенку, что с собаками, особенно чужими, нужно быть осторожным;
- расскажите, что не стоит подходить к собаке, когда у нее маленькие щенки, или когда она кушает (собака будет защищаться и укусит);
- ребенок должен знать, что бездомные животные могут быть переносчиками опасного для человека заболевания - бешенства;
- объясните ребенку, что нельзя дразнить собаку и убегать от нее;
- незнакомую собаку можно просто обойти стороной;
- расскажите ребенку, что, если собака нападает, можно дать ей команду "Фу", "Лежать", бросить что-нибудь съестное;
- если животное укусило ребенка, он должен обязательно об этом сказать взрослым (нужно обработать рану перекисью, а кожу вокруг раны йодом, наложить стерильную повязку и незамедлительно обратиться к врачу)
- обратите внимание, что дно водоема должно быть чистым и неглубоким, без коряг, водорослей и ила;
- проверьте, нет ли на берегу битого стекла, острых камней и других опасных предметов;
- располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей;
- наденьте на ребенка головной убор;
- не допускайте ситуаций, когда ребенок находится возле водоемов (река, озеро) один;
- наблюдайте за ребенком, когда он играет на берегу, не выпускайте его из вида;
- входите в воду с ребенком постепенно, резкое погружение может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги;
- не позволяйте ребенку нырять с ограждений или берега;
- пресекайте шалости детей на воде;
- не допускайте переохлаждения ребенка, чередуйте игры на берегу с купанием
- объясните ребенку, что его безопасность зависит от него, поэтому он должен быть осторожным и соблюдать правила поведения на воде;
- предупредите, что плавать можно только в специально оборудованных местах, недалеко от берега;
- объясните ребенку, что не стоит хвастаться перед друзьями умением плавать и устраивать соревнования;
- объясните ребенку, что нельзя плавать на досках, надувных матрасах, автомобильных камерах и иных предметах;
- расскажите об опасности игр на воде: нельзя хватать за ноги, "топить", подавать ложные сигналы о помощи;
- расскажите ребенку, что, если кто-то тонет, нужно вызывать спасателей по телефону 101 или 112
- отправляясь на личном транспорте путешествовать, необходимо позаботиться о безопасности - заблокировать двери внутри салона;
- не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения;
- при остановке в незнакомом месте следите за тем, чтобы ребенок не выходил из машины раньше вас;
- усаживайте ребенка в правую заднюю часть сиденья;
- используйте специальное детское автокресло. Ребенок обязательно должен быть пристегнут ремнями безопасности
Знакомим со свойствами песка и воды
Наступило долгожданное лето... Тело уже не сковано душной и тяжелой одеждой. Дни стали длинные-предлинные... Почти все свободное время можно проводить на улице. А там...А там можно наконец поиграть в то, во что не поиграешь в группе: в песок, камешки, глину, воду... Кстати. В Японии существует специальный парк, в котором взрослые получают редкую возможность побултыхаться, поваляться, изгваздаться в самых разных по густоте, липкости, вязкости и цвету видах грязи. Психологи считают, что это великолепное средство от стрессов. Почему? Такое валяние снимает бремя перфекционизма - стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным. Оно освобождает эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого. (Так что не побрезгуйте разделить с малышом его игру, и вы тоже получите пользу для своего здоровья!)
Именно сейчас можно уделить время их «общению» с природными материалами: песком, водой, глиной. Какие же их свойства могут усвоить дошкольники? Они уже способны понять, что такое три состояния воды. Начнем с жидкого ее состояния - самого привлекательного для детей. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лупами солнца (лужи высыхают).
Для уточнения представлений о текучести воды можно провести несложный опыт. Возьмите два ведерка (стаканчика и т.д.), наполненные водой, а также два-три предмета из твердого материала (кубики, камешки, палочки, деревянные спилы и т.д.). Сравните свойства воды и свойства этих предметов: вода льется, растекается, твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (баночки, формочки и тд). В заключение обобщите результаты экспериментирования: вода принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Можно обратить внимание детей на то, что вода бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха (например, когда даем детям пить на прогулке).
Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. «Чистая вода ничем не пахнет», - убежденно говорят они. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Утолив жажду, дети часто говорят: «Ух, вкусная!». Уточните смысл слов «вкус», «вкусная». Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «кислый», «соленый», «горький». Можно ли про воду сказать, что она сладкая, кислая, соленая, горькая? Таким доступным способом можно сформировать представление о том, что чистая вода не имеет вкуса.
Иногда дети ошибочно считают, что вода белого цвета. Как их переубедить? Предложите вспомнить предметы белого цвета. Можно взять лист бумаги и рядом поставить прозрачную баночку с водой или стакан. На основе наглядности дети убедятся: чистая вода не имеет цвета - она бесцветная.
С этим признаком воды непосредственно связан другой - прозрачность. Усвоить этот признак дети могут на прогулке. Предложите им бросить в таз (бассейн) с водой камешки. Можно спросить детей: всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? В заключение подведите детей к обобщению: чистая вода - прозрачная; мутная и грязная - непрозрачная.
У воды есть еще один признак, ознакомиться с которым дошкольнику интересно: способность поверхности воды отражать окружающие предметы. В тихий, безветренный день подведите детей к луже на асфальте. Рассмотрите, что отражается в воде. Старшим дошкольникам можно рассказать, что в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.
Сложнее всего сформировать представление о газообразном состоянии воды (туман, пар, тучи, облака), поскольку детей надо предварительно познакомить с таким физическим явлением, как испарение. В солнечный день вылейте на пол веранды воду. Пол под лучами солнца быстро высохнет, а вода в виде пара исчезнет на глазах у детей.
В повседневной жизни следует чаще привлекать их внимание к этому процессу: в аквариуме снизился уровень воды, высохла лужа на участке, поднимается пар из носика чайника, из-под крышки кастрюли и т.д. Вернулись с прогулки в сырой одежде - окна в раздевалке запотели, «заплакали».
Конечно, представления о превращении воды в газообразное состояние довольно сложны. Их полноценное формирование возможно при условии организации опытов, игр, упражнений. Возможно, что их усвоят не все дети. Но такая задача и не ставится.
Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно - вода замерзает, тепло – тает.
Наполните бутылку водой примерно на ¾. Опустите в нее соломинку. Предложите сильно подуть на верх соломинки. Когда ребенок подберет правильное положение губ, водяной тромбон начнет звучать. Медленно перемещая соломинку вверх-вниз. Продолжая дуть. Чем ниже опускается соломинка, тем ниже звук.
Удивительные здания, подземные дороги и дороги, сбегающие с крутых гор, замки, крепости и глубокие колодцы,парки и сады со скульптурами из песка - все свидетельствует о богатой фантазии ребенка, его развитом воображении, умении трудиться. Работая с песком, дети воплощают свои замыслы, испытывают творческий подъем. Сколько у них выдумки и изобретательности. Сколько настойчивости! Но песок строительный материал недолговечен. Стоит ли удивляться, что дошкольники успевают усвоить только первоначальные представления о свойствах песка: о цвете, сыпучести сухого песка, липкости влажного.
Дошкольников можно познакомить с еще одним свойством песка: влажный тяжелее сухого. Для этого следует организовать игры с песком «Испечем куличики». Предложите детям насыпать в одинаковые по размеру ведерки сухой и влажный песок, сравнить, какое ведерко тяжелее. Пусть дети сами попытаются объяснить, почему ведерко с влажным песком тяжелее, почему сухой несом легче влажного. Тогда им будет понятно: что ветер разносит только сухой песок. Завершить такую работу можно, ознакомив детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, «выводит волны» на просторах пустынь.
Чтобы подвести детей к понимании того, почему песок пропускает воду; быстро сохнет, познакомьте их с его составом. Для этого каждому ребенку предложите положить на картон горстку песка, а картонки расположить по краю песочницы. Целесообразно поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотрите песок найдите как можно больше особенностей у песчинок». Неожиданно для самих себя дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем маленькие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), в песке встречаются ракушки и т.д.
После этого детей несложно подвести к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются по листу бумаги. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.
Игры с песком, водой любимое занятие детей на прогулке. Развитие познавательной активности об окружающем мире и о себе. Стимулировать освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания. Формирование положительного отношения к миру. Таким образом, каждый день, проведенный в детском саду, мы стараемся сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало.
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру….
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу
Летние игры
Лето – удивительная пора, когда целый день можно гулять на свежем воздухе. Во многих семьях существует традиция – по выходным выезжать за город, в лес, в парк, к водоему. Такие поездки очень полезны и познавательны. Для взрослых важно наполнить их развлечениями, увлекательными занятиями, сделать максимально разнообразными для детей.
Помочь в решении этой задачи могут различные игры и упражнения. Предлагаем ознакомиться с некоторыми их них.
На полянке можно поиграть и поупражняться, используя элементы бега, прыжки, лазание. Например:
- побегать друг за другом между деревьями «змейкой»;
- по тропинке бежать быстро и очень тихо, чтобы не было слышно хруста веток под ногами;
- пробежать или проползти под низко растущими ветками деревьев, стараясь не задеть их;
- побегать между деревьями в различных направлениях;
- побегать или попрыгать по горке вверх и вниз.
Хорошее упражнение на равновесие – ходьба по стволу поваленного дерева, переход через неглубокую и неширокую канаву по узкому мосту, дощечке. Там, где есть валуны, крупные камни, интересно поупражняться в перешагивании с камня на камень.
Игра «Пятнашки (догонялки) на камнях»
В зависимости от местности правила можно подкорректировать. Например, если бегать между расположенными далеко друг от друга камнями, то спастись можно, встав на них. Вариант игры – нельзя пятнать того, кто стоит на камне на одной ноге …
Такую игру проводят и там, где много пней различного диаметра. Спасешься от пятнашки, если запрыгнешь на пень одной или двумя ногами.
На прогулке можно поупражняться в метании на дальность и в метании в цель.
Лучший материал для этого еловые и сосновые шишки, мелкие камешки с берега реки или озера. Упражнения на метание на дальность удобно проводить в виде соревнования «Кто дальше бросит». Круги на воде помогут выявить победителя.
Метание в цель интересно отрабатывать, бросая шишки в определенное пространство между ветками деревьев, в пустое дупло, в ведро или корзину. В водоеме можно расположить «эскадру кораблей» из бумаги или сосновой коры, которую можно атаковать с расстояния 1-2 м шишками и камешками. После игр все корабли, шишки нужно обязательно убрать, чтобы не загрязнять водоем.
«Сбей шишки»
На пне горкой раскладываются 6 – 9 шишек (желудей) Участники игры должны постараться шишкой сбить эти предметы. Выигрывает тот, кто сделает это, используя меньше бросков.
«Заполни ямку»
В небольшую ямку забрасывают шишки до тех пор, пока ямка не заполнится.
«Палочка – выручалочка»
Посередине небольшой лесной полянки втыкают в землю палочку. Около нее стоит водящий с закрытыми глазами и короткой палочкой в руках. Он громко и медленно считает до 10, а в это время остальные ребята разбегаются и прячутся. Закончив считать, водящий открывает глаза, стучит по палочке-выручалочке со словами:
- Палочка пришла – никого не нашла!
Ищет детей. Заметив кого-нибудь, громко произносит:
- Палочка – выручалочка… (имя) нашла и бежит к палке, воткнутой в землю.
Найденный ребенок тоже бежит к палке, стараясь обогнать водящего, первым дотронуться до палки и крикнуть:
- Палочка –выручалочка, выручи меня!
Если он успевает первым, остается в игре. Если не успевает – выбывает из игры. А последний игрок может незаметно подбежать к палочке –выручалочке и сказать:
- Палочка – выручалочка. Выручи всех!
Тогда все выбывшие из игры возвращаются в игру и считаются вырученными.
«Кто быстрее добежит»
Дети по сигналу бегут до указанного места (дерево, пень, куст). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Игровые упражнения с прыжкам
Спрыгнуть с поваленного дерева.
Подпрыгивать на одной или двух ногах, продвигаясь вперед от дерева к дереву, вокруг куста, перепрыгивать через кучи шишек.
Не стоит забывать, что воспитывая у детей бережное отношение к природе, не следует им разрешать лазать по деревьям! Это вообще противопоказано детям, так как связано с подтягиванием на руках, натуживанием, задержкой дыхания. Для переползания подойдут поваленные деревья, а для подлезания - низко растущие ветки деревьев.
Выезжая на прогулку не забудьте про игры с детьми! В игре ребенок развивается, как личность!
Избегайте теплового удара
Перегревание организма — одна из самых серьёзных проблем, которые могут возникнут в жаркое время года. При высокой температуре воздуха вы можете пострадать от теплового или солнечного удара. Симптомы у них почти одинаковые, но солнечный удар намного опаснее — он сопровождается очень высокой температурой, после него организм нуждается в более длительном восстановлении. Тепловой удар возникает при долгом пребывании на жаре (в том числе и в закрытом помещении), солнечный же может быть вызван пребыванием под прямыми лучами солнца. Результат — нарушение естественной терморегуляции нашего тела.
Как известно, нормальная температура нашего организма составляет около 36,6 градусов Цельсия (у некоторых людей — до 37, это вариант нормы). Наше тело — это уникальная биологическая система, имеющая очень высокий уровень адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Мы приспосабливаемся и к сильному морозу, и к жгучей жаре. К сожалению, возможности нашего тела не безграничны. Например, если температура воздуха на улице превышает 40 градусов Цельсия, человек через некоторое время после выхода из дома чувствует недомогание. При несоблюдении разумных правил предосторожности недомогание может обернуться более серьёзными последствиями.
Итак, что же должно насторожить? Первые признаки теплового и солнечного удара — тошнота, рвота, сильная беспричинная головная боль, головокружение без видимых причин, учащение ритма сердечных сокращений, частое поверхностное дыхание, одышка, спазмы мускулатуры (иногда — очень болезненные), прекращение или резкое уменьшение потоотделение, повышение температуры и сухости кожи, потеря сознания. Постарайтесь запомнить перечисленные выше симптомы, чтобы сразу же обратить внимание на ухудшение самочувствия в летнюю жару и быстро обратиться за помощью.
Тепловой или солнечный удар может возникнуть у любого человека, даже абсолютно здорового, после длительного воздействия прямых лучей солнца или высокой температуры окружающей среды. Более чувствительны к этим факторам люди, страдающие сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, кожными недугами, алкоголизмом, а также принимающие некоторые сильнодействующие медикаменты. Вероятность теплового или солнечного удара повышается при регулярном злоупотреблении алкогольными напитками, регулярного продолжительного воздействия высокой температуры (например, при работе в тяжёлых условиях), слишком интенсивной нагрузке во время спортивных тренировок, недостаточном потреблении жидкости в жаркие дни, гипергидрозе (слишком обильном потоотделении), некоторых нарушениях обмена веществ. В группу риска также попадают пожилые люди, дети, беременные.
Что же делать, если несмотря на все принятые меры предосторожности вы всё же плохо себя почувствовали? При возникновении первых симптомов неблагополучия (обычно это тошнота, головокружение, некоторое нарушение координации движений) немедленно переместитесь в тень или зайдите в магазин, оборудованный кондиционерами (сейчас в большинстве торговых точек поддерживается благоприятный климат). Немедленно выпейте стакан холодной негазированной воды мелкими глотками, примите удобную позу, отдохните в течение 10 — 15 минут. Добравшись до дома, отложите все запланированные дела и соблюдайте щадящий режим до конца дня. Обычно этих мер оказывается достаточно для предотвращения тяжёлых последствий.
Если признаки теплового удара не исчезают, оботрите кожу губкой, смоченной в холодной воде, полейте водой голову. Расстегните или снимите плотно прилегающие к телу предметы одежды, ослабьте ремень. Выпейте мелкими глотками 1 — 2 стакана холодной минеральной воды без газа или раствор регидрона (его можно заменить другим аналогичным препаратом). Таким образом вы предотвратите прогрессирование обезвоживания. При ухудшении состояния как можно быстрее обратитесь к врачу (желательно вызвать «скорую помощь»). Медлить нельзя — при перегревании в первую очередь страдает головной мозг, а также центральная нервная система. Это может привести к очень тяжёлым последствиям.
У некоторых людей тепловой и солнечный удар вызывает шоковое состояние. Наполненность пульса уменьшается, снижается артериальное давление, губы и ногти приобретают характерный синеватый оттенок. Кожа становится влажной и прохладной, возможна потеря сознания, отёк внутренних органов и головного мозга. Это очень опасное состояние, требующее немедленного помещения больного в отделение интенсивной терапии.
Для предотвращения теплового и солнечного удара следите за водным балансом вашего организма. Пейте не менее 2,5 л воды в день, ешьте сочные фрукты и овощи в свежем виде. Пусть в вашем рационе присутствуют нежирные кисломолочные продукты, натуральные соки, минеральная вода. При отсутствии противопоказаний желательно соблюдать сбалансированную диету с ограниченным количеством углеводов и преобладанием продуктов, богатых калием и нерастворимой клетчаткой. Плотная, обильная еда способствует выделению большого количества энергии. Высокая температура окружающей среды не позволит ему использовать эту энергию по назначению, поэтому весьма вероятно перегревание. Откажитесь от алкоголя и сигарет, уменьшите интенсивность спортивных тренировок (или же посещайте спортивный зал с климатическим контролем).
Чтобы избежать солнечного удара, держитесь теневой стороны во время прогулок. Носите лёгкие головные уборы из натурального материала — этот изысканный аксессуар не только дополнит ваш гардероб, но и убережёт вас от палящих солнечных лучей.
Летом носите одежду из натуральных тканей, свободного покроя. Избегайте облегающих фигуру вещей из плотной ткани — выглядят они красиво, но теплообмен в них замедляется, что может привести к перегреванию. Для защиты от прямых солнечных лучей используйте парео, воздушные шарфы, накидки, зонтики из лёгких тканей.
Вы постоянно принимаете какие-либо лекарственные препараты по назначению врача? После наступления жаркой погоды обязательно посетите вашего доктора, чтобы уточнить дозировку лекарств и при необходимости скорректировать её, изменить время приёма, возможно — подобрать другие медикаменты. Некоторые лекарства увеличивают чувствительность организма к повышению температуры окружающей среды, уменьшают потоотделение и повышают риск перегревания.
Если у вас есть маленькие дети, во время летних прогулок соблюдайте особую осторожность. У детей механизм терморегуляции ещё только формируется, и там, где взрослый почувствует лишь лёгкое недомогание, малыш может очень серьёзно пострадать. Не допускайте длительного пребывания ребёнка под прямыми лучами солнца, в жаркую погоду уменьшайте продолжительность ежедневных прогулок или же измените режим — выходите из дома рано утром и вечером после заката.
Следите за тем, чтобы ваш малыш летом носил головной убор. Сейчас в магазинах можно купить разнообразные кепки, панамки, шапочки, которые идеально дополнят любой гардероб. Отдайте предпочтение изделиям из хлопка, батиста или тонкого льна. Одевайте ребёнка по погоде — пусть его тело свободно дышит.
Как оказать первую помощь при солнечном ударе ребенку
Тепловой и солнечный удар у детей проявляется так же, как у взрослых, но все симптомы прогрессируют намного быстрее. Первыми признаками неблагополучия обычно становятся головная боль, слабость, головокружение, в тяжёлых случаях — рвота и потеря сознания.
Вне зависимости от того, солнечный удар у вашего ребенка или тепловой, нужно понимать, что это серьезно и без помощи врачей здесь не обойтись. Действия взрослых в период ожидания бригады скорой помощи должны быть такими:
• перенести ребенка в тень или прохладное место;
• уложить на бок так, чтобы голова и верхняя часть туловища были немного приподняты;
• если начались рвотные позывы, поверните головку набок;
• разденьте ребенка до трусиков;
• в качестве компресса используйте смоченную в холодной воде ткань (но не лед!);
• предложите прохладное питье, лучше воду;
• оботрите ребенка водой или заверните его всего в мокрую пеленку.
Не отвергайте предложение госпитализации — врач объективно оценит состояние малыша и своевременно увидит тревожные симптомы, а в стационаре под круглосуточным наблюдением вероятность осложнений намного уменьшится.
Питание в летний период
В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бегают, играют, купаются. Кроме того, во время оздоровления дети получают широкий комплекс оздоровительных мероприятий (физиотерапия, массаж, фитотерапия и др.).
Все это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсивным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста ребенка усиливаются, а это требует большого поступления белка – основного пластического материала для построения клеток и тканей детского организма. Во время сильной жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.
С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В условиях перегревания в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Все это свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в рацион ребенка.
В первую очередь в летнее время калорийность питания ребенка должна быть увеличена на 10-15% за счет увеличения пищевых веществ. Одновременно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Чаще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легко усвояемые полноценные белки.
Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными веществами в рацион ребенка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Зелень хорошо добавлять во все первые и вторые блюда, салаты, блюда для завтраков, ужинов, готовить «зеленые» бутерброды.
Летом желательно несколько изменить и время приема пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысока и аппетит ребенка еще не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может быть перенесен на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10 ч.), который включает соки, фрукты, ягоды
Определенного внимания требует питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть необходимый запас кипяченой воды, фруктовых или овощных отваров; особенно полезен отвар шиповника, богатый витамином С. Питье можно давать ребенку и непосредственно перед едой, если он испытывает жажду, а также во время еды. Это способствует улучшению аппетита. Питье следует брать с собой во время длительных прогулок, для чего целесообразно использовать одноразовые стаканчики
Солнце - это хорошо, но в меру
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако, если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.
До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.
Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.
Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.