Маршрут выходного дня «Лето в лесу» (для детей 4 - 5 лет)
Рекомендуемый возраст ребёнка: средний дошкольный возраст.
Задачи: систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о лесном сообществе, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, грибов и ягод белорусского леса; стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности, коммуникативную активность; воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края, способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Содержание маршрута:
Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие. А куда, попробуй догадаться. (Приложение 1, загадка)
Правильно, мы отправляемся в лес.
1. Деревья и кустарники белорусского леса .
Расскажите ребенку , что лес - это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство, важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро одаривает человека.
Спросите у ребёнка, какой же клад можно найти в лесу?
Лесным кладом можно назвать деревья, ягоды и грибы, орехи, лесные травы, животных и птиц, чистый лесной воздух, лесные ручьи и речушки.
Уточните, какие же деревья и кустарники встречаются в наших лесах?
И так, всего в лесах Беларуси произрастает около 30 видов деревьев, основными из которых являются береза, липа, клен, дуб и другие. (Покажите ребёнку эти деревья.) Все увиденные нами деревья осенью избавляются от листвы, сбрасывая её. Какое название носит этот процесс? Да, это листопад. Наступает он в августе, сентябре и делает наши леса очень яркими и красочными.
Однако в лесу есть и деревья, которые на зиму свои листья не сбрасывают. Как называются эти деревья? Правильно. Это хвойные. А какие хвойные растения есть в белорусском лесу?
У нас растут 4 вида хвойных деревьев: ель, сосна, лиственница и пихта белая.
Поиграйте с ребёнком в игры : «К названному дереву беги», «С какого дерева листок», «С чьей ветки детки».
2. Грибы.
А теперь попрошу ответить на мои вопросы (Приложение 2).
И так, за какими дарами леса мы отправляемся сейчас, как ты думаешь? Конечно, за грибами.Поинтересуйтесь у ребёнка, какие грибы он знает? (Рассмотрите с ребёнком грибы, которые найдете).
Давай вспомним, каких правил необходимо придерживаться при сборе грибов?
Грибы очень любят собирать белки. Они предпочитают есть боровики, лисички, подберезовики и рыжики, лоси любят боровики и лечатся мухоморами, кабаны за лакомство считают грузди, которые в начале топчут ногами, а затем вываливают в грязи и потом едят.
3.Ягоды.
У нас остался с тобой еще один лесной дар. Это самое вкусное лакомство:
О чем идет речь, как ты думаешь?( Приложение 1, загадка). Конечно о ягодах.
Давай вспомним, какие же лесные ягоды ты знаешь (Приложение3). (Покажите ребенку лесные ягоды).
Как много ягод в наших лесах: черника, клюква, брусника, малина , ежевика, костяника, голубика, рябина и другие. Существуют и несъедобные ягоды такие как вольчье лыко, вороний глаз и другие.
Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше? (Сбор ягод).
Дидактическая игра «Назови ягоду»
Дегустация ягод, изготовление ягодных коктейлей в домашних условиях ( фото).
Подвижная игра «Лукошко»: ребёнок выбирает карточки только съедобных ягод и грибов и складывает в лукошко.
Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лес ник. Он каждый день ходит по лесу и смотрит, чтобы лес был чистым следит за тем, чтобы люди не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о лесе, мы заботимся сами о себе.
Вот и закончилось наше лесное путешествие. Мы сделали с тобой много открытий.
Приложение 1
Здесь сосны до небес,
Березы и дубы.
Здесь ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки.
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый, чистый. (Лес)
Они бывают черные и красные,
белые и оранжевые,
сладкие и кислые,
горькие, но всегда
любимые и полезные. (Ягоды)
Приложение 2
Вопросы:
Любим мы в лесу гулять? (Да)
И грибочки собирать. (Да)
Да и ягоды в лукошко
Собираем мы немножко. (Нет)
Дружно в лес, друзья, пойдем
И с собою мы возьмем:
Плетеную корзинку, (Да)
Жевательную резинку, (Нет)
Сапоги блестящие, (Да)
Бусы настоящие. (Нет)
Бутерброд возьмем мы с маслом (Да),
Ну и кресло- качалку (Нет),
Побольше вилок и ложек, (Нет)
Ну и, конечно, ножик. (Да)
Термос еще и чашку, (Да)
Серую кошку Машку. (Нет)
Компас в карман положим, (Да)
И зонт с собою взять мы можем. ( Нет)
Прихватим еще и подушку, (Нет)
И булочку, и ватрушку. (Да)
Стихотворение:
По лесочку я хожу,
Да на ягодки гляжу!
На кусте малинка,
На дереве - рябинка
В травке – земляничка,
Под горой – черничка.
Приложение 3
Дидактическая игра «Распознай-ка»: отгадать загадки, распределить на
группы (деревья, кустарники, травянистые растения, плоды)
Загадки о растениях:
Стоит в лесу могучий!
Голова- до тучи.
Крона кудрявая,
Сучья корявые. (Дуб)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Все знают, что у ёлки
не листья, а иголки,
И так же, как она,
С иголками... (Сосна)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт. (Орех)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Маршрут выходного дня «Летняя прогулка в парк» (для детей 4 - 5 лет)
(для детей 4 - 5 лет)
Цель: формировать у детей представлений о том, что парк – это сообщество растений, насекомых.
Задачи: познакомить детей с состоянием парка летом; уточнить знания детей о сезонных изменениях летом; закрепить знания о знакомых детям растениях; воспитывать экологическую культуру.
Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня.
Вид экскурсии: пешеходная.
Маршрут экскурсии: парк,цветочная клумба, прогулка по аллеям, фонтан.
Описание маршрута.
Остановка 1
«Парк»
Загадка:
Этот дом со всех сторон открыт,
он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Парк)
Трудно поверить, что когда-то здесь было пусто. Со временем деревца и кустики подросли, поднялись и образовали этот парк. Посмотреть вокруг и увидеть, что сейчас действительно лето.
Все верно.
- А почему же растения такие зеленые?
- Почему радуются птицы и насекомые?
- Что нужно всем им, чтобы быть такими?
Много света, тепла, теплых летних дождей. Все это дарит нам лето. Стихотворение И. Сурикова «Лето»:
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Яркие листы.
Дремлет лес: ни звука, –
лист не шелестит,
Только жаворонок
в воздухе звенит.
Лето – праздник для всей природы.
Хочешь увидеть чудеса? Тогда отправимся в путешествие по парку и, если мы будем вести себя тихо, не будем вредить природе, то возможно, нам повезет, и мы увидим много интересного.
Для начала давайте вспомним правила поведения в парке:
- Не шуметь, иначе царство растений испугается, затаится и ни одного чуда не покажет.
- Не мусорить.
- Не ломать веточки, не рвать ни листочка, ни травинки, ни цветочка.
- Не пугать птиц.
Эти правила нужно запомнить и выполнять.
Остановка 2
«Цветочная клумба»
Игра-беседа «Узнай по описанию»
Вставайте друг за другом – паровозиком. Я буду паровозом, а вы вагончиками – поедем к клумбе. Как вагоны говорят? (Чух – чух; чух – чух).
А вот и пчелка, она тоже прилетела посмотреть вместе с нами клумбу. Здесь красиво, много цветов, жёлтенькие цветочки, красные.
Кто покажет желтые цветы?
Это – бархатцы их так назвали потому, что цветок очень напоминает бархат такой же нежный.
На клумбе растут не только бархатцы, но и другие цветы. Вот эти красные цветы называются ноготки. Они такого же цвета и величины, что и бархатцы. Одни растения на клумбе низкие, а другие высокие.
А сейчас посмотрим вокруг, где ещё среди цветов затерялась ромашка. У ромашки есть стебель, на нем растёт что? (Листья).
У бархатцев тоже есть стебель, а на нём листочки. А если мы посмотрим на оба цветка сразу, то увидим, что на верхушке стебля у каждого растения есть цветок. (Рассматривание соцветий). Давайте их понюхаем. (Нюхают соцветия. Вкусно, ароматно). А теперь, понюхаем бархатцы. Одинаково пахнут бархатцы и ромашка? (Ответы).
Цветы не только украшение нашего парка, но ещё и польза. Перелетая с цветка на цветок, пчёлы собирают мёд. Чтобы собрать много мёда, она должна летать очень далеко. Как мы можем помочь пчелке? (Не ломать и не рвать цветы).
Предложить рассмотреть другие цветы на клумбе.
В. Сухомлинский сказка «Девочка и ромашка»
Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
— Кто там плачет под камнем?
— Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. — Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
— Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
— Как же ты попала под камень? — спросила девочка.
— Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашковым семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
— Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.
— А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? — спросила девочка.
— Я бы умерла от горя, — тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка — она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.
Остановка 3
«Прогулка по аллеям»
Мы с вами идем по аллеям парка, вокруг нас целое царство растений. Назовите, какие растения живут в этом парке? (называние известных растений). Правильно, здесь растут различные деревья, кусты, травы.
Отгадайте загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Давайте вспомним части дерева. Как вы считаете, дерево живое, почему? Если растение живое, значит оно умеет чувствовать. Представьте, что же чувствует дерево, у которого сломали веточку или оторвали листочек? Представь, что ты травинка. Тебя топчут ногами. Что ты чувствуешь? Правильно, растения живые, они чувствуют, ими нужно любоваться, их надо беречь. А ведь растения еще и являются домом для зверей и насекомых. Пофантазируйте, и скажите, кто бы мог жить на деревьях, в кустах, в траве? Всем должно быть безопасно и уютно в своем доме.
- А что это за шум над нашими головами? Поднимите головы и внимательно вглядитесь в кроны деревьев.
- Что вы видите и слышите? На самых верхних ветках мы видим гнезда птиц. Каких? Правильно, это гнезда ворон. Почему слышны голоса птиц, почему суетятся взрослые вороны? Потому, что в гнездах подрастают их птенцы.
- Чем занимается ворона мама? Она сначала высиживает птенчиков из яиц, а затем вместе с папой их кормит и защищает.
- Чем кормят птенцов?
Обратите внимание – все деревья парка абсолютно не похожи друг на друга. Они отличаются корой, расположением веток, листочками. Нужно быть очень внимательным, чтобы не перепутать названия. Достаточно много здесь деревьев.
Остановка около высокого дерева – это клен.
Клён – это крупное, высокое дерево, дерево долгожитель. Что может вырасти из семечка? Семенами клена любят лакомится птицы.
Мы подошли к следующему дереву. Это – ива. Её называют по-разному – ветла, верба, лоза, ракита. Выглядеть ива может по-разному: как высокое или низкое дерево, как куст. Ветки у ивы свисают тонкими прутиками, тонкие узкие листочки, как капельки. Может быть именно поэтому в народе иву называют плакучей.Ива очень любит влагу, поэтому растет в тенистых сырых местах, около прудов. Весной на ней можно увидеть сережки, а осенью плоды – коробочки, в которых спрятаны семена. Из ивовых веточек народные умельцы плетут корзины, посуду, коврики и даже мебель.
А сейчас познакомимся с красавицей – березкой.
Это дерево называют деревом жизни и здоровья. Березка – настоящее украшение нашего парка. Посмотрите, как красиво смотрится ее белый с черными полосками ствол, черные, как волнистые ниточки ветки, и небольшие остроносые листочки.
Все, что есть у березы – кора, веточки, почки, листочки и её сок – используют в народной медицине, как лекарственное сырье от различных болезней. Берёзовый сок, собранный ранней весной, очень полезен для здоровья, в нем много витаминов.
Каждое деревце – это чудо, которым нужно любоваться и беречь.
Игра «Да-нет».
Ход игры.
Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду называть хороший поступок, то вы говорите: «Да», а если я называю плохой поступок, то говорите: «Нет».
Мы приходим с вами в парк
И рвем ромашку? (Нет!)
Если съем пирожок
И выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (Да!)
Если разведу костер,
И тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю
И убирать не буду? (Нет!)
Если мусор заберу,
Банку закопаю? (Да!)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю? (Да!)
Остановка 4
«Фонтан»
Физкультурная минутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Это главный фонтан в нашем городе. Он является свидетелем всех праздников города. Сочетание высоких мелких струй придают фонтану праздничность. Фонтан оснащён подсветкой.
Ритмопластика «КАК ЖИВЕШЬ?»
Ход игры: Взрослый говорит ребёнку, ребёнок показывает движения.
— Как живешь? — Вот так! С настроением показать большой палец.
— А плывешь? — Вот так! Любым стилем.
— Как бежишь? — Вот так! Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.
— Вдаль глядишь? — Вот так! Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.
— Ждешь обед? — Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку рукой.
— Машешь вслед? — Вот так! Жест понятен.
— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.
(По Н. Пикулевой)
Наше путешествие подошло к концу. Мы увидели и узнали много интересного. Парк – это царство целое царство растений, в котором живут птицы, насекомые. Парк – это как небольшой лес посреди городских улиц. Мы будем приходить сюда в разные времена года. На прощанье скажем:
Парк веселый, до свиданья!
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
И тебя мы не забудем! (выучить наизусть)
Дома нарисовать, что запомнилось.
Маршрут выходного дня "Памятные места Гродно" (для детей 4-5 лет)
-
Вид маршрута: пеший (≈ 25 - 30 минут от автовокзала). От автовокзала можно добраться на общественном транспорте: автобус № 15, 20.
-
Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
-
Продолжительность по времени: 1,5-2 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).
-
По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
-
Опасные участки по ходу маршрута:
- переходы проезжей части;
- переходы перекрестков;
- движение вдоль близко расположенной проезжей части.
Братская могила советских воинов и партизан в Гродно
Братская могила советских воинов и партизан в Гродно — мемориальный комплекс, расположенный у входа в парк Жилибера. Открыт в 1949 году.
Ранее на этом месте находились захоронения солдат и офицеров, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны (всего 50 могил). Памятник представляет собой четырёхгранный обелиск на гранитном постаменте. Золотыми буквами на камне выписаны имена храбрых защитников Родины. Среди них есть партизанка Ольга Соломова, именем которой названа одна из улиц Гродно.
У основания обелиска стоит фигура скорбящего советского воина. В руке он держит приспущенный флаг.
В 1984 году была проведена реконструкция, в ходе которой у подножия монумента был зажжён Вечный огонь.
Парк Жилибера
Парк Жилибера - городской парк имени Жана Эммануэля Жилибера в центре города Гродно. Жан Эммануэль Жилибер - французский ботаник, медик и биолог. В 1770-х годах Жилибер прибыл в Гродно по просьбе Антония Тызенгауза для открытия здесь врачебной школы. Жилибер пошёл дальше и в 1775 году открыл в Гродно первое высшее учебное заведение на территории современной Беларуси — Врачебную академию, просуществовавшую до 1781 года. При этой академии работала аптека (сегодня — аптека-музей в Гродно), а неподалеку был разбит аптекарский огород, на котором выращивались лекарственные и пряно-ароматические растения.
Сад был создан 8 апреля 1775 году и являлся наглядным учебным пособием в академии. Через три года после основания сада он считался самым лучшим в Европе и насчитывал множество различных растений, а именно 2000 видов, многие из которых являлись редкостью. Когда Жилиберу пришлось покинуть город, уход за садом перешёл в руки властей города. К несчастью они не смогли ухаживать за садом как следует, и парк был заброшен. После нескольких лет, труд Жана Эммануэля был разделён на территории: два сада и один парк. В 1920-е года было решено заново создать ботанический сад.
Сегодняшний парк значительно отличается от своего предшественника, заложенного известным французским учёным, но всё также впечатляет зелёными аллеями, скамейками, расположившимися в тени высоких деревьев, мостами над журчащей речкой Городничанкой и бронзовыми статуями.