Гражданско-патриотическое воспитание

 

Организационно-методическая деятельность ГУО "Детский сад № 62 г. Гродно" по патриотическому воспитанию участников образовательного процесса

Цель: повысить качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста используя различные виды детской деятельности.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования

перед началом учебного года,

в дни государственных праздников

Заведующий Матусевич Л.В., заместитель заведующего по основной деятельности Янковская Е.О., музыкальные руководители, воспитатели дошкольного образования

День Конституции

15 марта

День единения народов Беларуси и России

2 апреля

 

День Победы

9 мая

День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь

14 мая

 

 

 

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа

22 июня

  

День независимости Республики Беларусь

3 июля

 

Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь (перед началом занятий, утренников в средних и старших группах)

перед началом учебного года

еженедельно

Воспитатели дошкольного образования, музыкальные руководители

Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию

в течение учебного года

Воспитатели дошкольного образования

Пешеходные прогулки, экскурсии для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т.д.), виртуальные экскурсии.

1 раз в месяц

Воспитатели дошкольного образования

Проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», «День Победы», «Коляды», «Масленица», Купалье»

в канун государственных и национальных праздников

Воспитатели дошкольного образования

Маршрут выходного дня «Прогулка в лес» (для детей 5-6 лет)

Задачи:

  • систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о лесном сообществе, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, грибов и ягод белорусского леса.
  • развивать любознательность.
  • воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края.
  • способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Содержание маршрута:

Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие. А куда, попробуй догадаться.

Здесь сосны до небес,

Березы и дубы.

Здесь ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый- чистый. (Лес)

 

Правильно, мы отправляемся в лес.

1. Деревья и кустарники белорусского леса.

Расскажите ребенку, что лес – это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство, важнейший сырьевой ресурс. Лес – это кладовая, которая щедро одаривает человека.

Спросите у ребенка: «Какой же клад можно найти в лесу?»

Лесным кладом можно назвать деревья, ягоды и грибы, орехи, лесные травы, животных и птиц, чистый лесной воздух, лесные ручьи и речушки.

Уточните, какие же деревья и кустарники встречаются в наших лесах?

Всего в лесах Беларуси произрастает около 30 видов деревьев, основными из которых являются береза, липа, клен, дуб и другие. (Покажите ребенку эти деревья) Все увиденные нами деревья осенью избавляются от листвы, сбрасывая ее. Какое название носит этот процесс? Да, это листопад. Наступает он в августе, сентябре и делает наши леса очень яркими и красочными.

Однако в лесу есть и деревья, которые на зиму свои листья не сбрасывают. Как называются эти деревья? Правильно, это хвойные. А какие хвойные растения есть в белорусском лесу?

У нас растут 4 вида хвойных деревьев: ель, сосна, лиственница и пихта белая.

Поиграйте с ребенком в игры «К названному дереву беги», «С какого дерева листок?», «С чьей ветки детки?»

2. Грибы

Поинтересуйтесь у ребенка, какие грибы он знает? (Рассмотрите с ребенком грибы, которые найдете) Давай вспомним, каких правил нужно придерживаться при сборе грибов?

Грибы очень любят собирать белки. Они предпочитают есть боровики, лисички, подберезовики и рыжики, лоси любят боровики и лечатся мухоморами, кабаны за лакомство считают грузди, которые в начале топчут ногами, а затем вываливают в грязи и потом едят.

3. Ягоды.

У нас остался с тобой еще один лесной дар. Это самое вкусное лакомство. О чем идет речь, как ты думаешь?

Они бывают черные и красные,

Белые и оранжевые,

Сладкие и кислые,

Горькие, но всегда

Любимые и полезные. (Ягоды)

 

Конечно, речь о ягодах. Как много ягод в наших лесах: черника, клюква, брусника, малина, ежевика, костяника, голубика, рябина, калина и другие. Когда вернетесь с прогулки, дома можно провести дегустацию ягод и приготовить ягодные коктейли.

Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это богатство лесной сторож, которого называют лесник. Он каждый день ходит по лесу и смотрит, чтобы лес был чистым, следит за тем, чтобы люди не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли гнезда птиц и муравейники, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес погибнет на нашей земле, то и мы погибнем. Заботясь о лесе, мы заботимся о тебе.

Вот и закончилось наше лесное путешествие. Мы сделали с тобой много открытий.

После прогулки не забудьте поговорите с ребенком о его впечатлениях:

- что нового ты узнал (а)?

- что тебе запомнилось?

- что тебе понравилось?

- что тебя удивило?

Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.

 

 

Маршрут выходного дня «Курган Славы» (для детей 5-7 лет)

Цель: способствовать пробуждению интереса к культурно-историческому наследию нашего города, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Задачи маршрута:

  • познакомить детей с одной из достопримечательностей города Гродно – мемориальным комплексом «Курган Славы».
  • развивать эстетическое восприятие и эмоциональную  отзывчивость у детей.
  • воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к мемориалам и уважение к исторической памяти.

Тип экскурсии: пешеходная

Маршрут экскурсии: Курган Славы, аллея Героев, экспозиция военной техники и вооружения, Вечный огонь.

Описание маршрута:

При выходе из дома напомните ребенку о правилах безопасного поведения на дороге и в транспорте. По пути к мемориальному комплексу кратко  расскажите ребенку историю его создания.

Мемориальный комплекс был сооружен для увековечения памяти советских воинов и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Торжественная закладка Кургана Славы состоялась в 1967 году. Тогда же в монумент заложили капсулу с послание потомкам. Земля, привезенная на курган, была взята из 83 братских могил из всех районов Гродненщины.

Подойдя к кургану, прочтите ребенку стихотворение:

Вот он – Курган Славы, доблести, чести

Напоминает всем тем, кто забыл,

Важно, как мир сохранить на планете,

Сколько бы это ни стоило сил.

С. Бука-Вороневски

Расскажите ребенку, что курган имеет форму усеченного конуса высотой 18 метров. Диаметр основания – 56 метров, вершины – 5 метров.

Предложите ребенку обойти курган по кругу и рассмотреть его со всех сторон.

В 1974 году у подножия Кургана Славы заложили аллею Героев. На аллее установлены мемориальные плиты, на которых названия воинских частей, участвовавших в освобождении города Гродно.

Ваш ребенок непременно обратит внимание на выставку военной техники.

Выставка вооружения и военной техники, которая находится поблизости,  организована по трем тематическим группам. На ней представлены танки, самоходно-артиллерийская установка и другая военная техника. Один из самых крупных и ценных экспонатов – самолет-разведчик.

Предложите ребенку рассмотреть и сосчитать представленные экспонаты. Обратите внимание на то, какого  размера и цвета военная техника, из какого материала она сделана. 

Подойдите с ребенком к Вечному огню. Объясните ему, что этот постоянно горящий огонь символизирует неугасаемую память народа о павших героях, борцах за свободу нашей Родины. Память живых о подвиге тех, кто ценой своих жизней обеспечил нам Великую Победу. А с ней – мир и саму жизнь для многих поколений.

По сложившейся традиции, молодожены в день свадебного торжества возлагают цветы к Вечному огню, чтут память погибших минутой молчания, благодарят тех, кто сложил свои головы в сражениях с захватчиками за мирное небо.

Совсем недавно, к 70-летию Великой Победы, мемориальный комплекс «Курган Славы» был реконструирован. После реконструкции он превратился в настоящий музей под открытым небом, стал местом проведения патриотических акций и мероприятий

После прогулки не забудьте поговорите с ребенком о его впечатлениях:

- что нового ты узнал (а)?

- что тебе запомнилось?

- что тебе понравилось?

- что тебя удивило?

Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.

 

 

 

Маршрут выходного дня "Достопримечательности любимого города" (для детей 5-7 лет)

Гродно по праву называют городом-музеем или музеейм под открытым небом. Он  самый богатый памятниками архитектуры и самый красивый город Беларуси! Архитектурные сооружения древнего города принадлежат различным стилям. В Гродно множество изысканных костелов и церквей, Старый и Новый замки. Здесь находится самая старая церковь Беларуси – Коложская, построенная еще  в 12 в. и изысканный Фарный (бывший иезуитский) костел 1705 г. Еще в Гродно сохранились единственная действующая кирха в стране  и уникальная синагога.

  •  Вид маршрута: пеший.

  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.

  • Продолжительность по времени: 2 дня по 2-3 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).

  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

  • Опасные участки по ходу маршрута:

      ​- переходы проезжей части;

      - переходы перекрестков;

      - движение вдоль близко расположенной проезжей части.

ДЕНЬ 1.

Кирха

Кирха СВ. Иоанна — Яндекс Карты

     Церковь святого Иоанна в Гродно — историко-культурный объект неоготической сакральной архитектуры начала 19 века.

    Лютеранская церковь в Гродно — единственная действующая кирха в Беларуси, каждую неделю здесь проходят воскресные службы, не редки концерты органной музыки и благотворительные мероприятия.

     Долгие годы здание кирхи не использовалось по прямому назначению. Вплоть до 1994 года здесь находился государственный архив, поэтому из храма была вывезена значительная часть элементов интерьера. Ул. Кирховую переименовали в Академическую. Лютеранское кладбище, где в годы Первой мировой войны производили захоронения и погибших офицеров, было застроено общественными зданиями. Сегодня на этом месте располагаются жилые дома и детский сад.

     Лютеранскую церковь не зря называют «поющей», ведь все богослужения там проходят с музыкальным сопровождением. Однако ещё до недавнего времени своего органа в кирхе не было, на поиски подходящего ушло два года. В результате нужный инструмент был найден во Франкфурте-на-Майне и привезён в обновлённую гродненскую кирху уже в 2014 году.  

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор 

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор фото история расписание  богослужений

    Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.  Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа. Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Фарный костел Святого Франциска Ксаверия

  Фарный костел(вид с улицы) - Изображение Церковь католиков-иезуитов, Гродно  - Tripadvisor

        Католический кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия (Фарный костел) в Гродно – это один из самых знаменитых, выдающихся и богато декорированных храмов Беларуси. Этот костел строился с 1678 и по 1703 годы, и был торжественно освящен в 1705 году. Главный фасад храма украшают две величественные изящные башни, которые были возведены с 1750 года и по 1752 год. Неофициально данный храм называется также Фарный костел, что означает просто Главный костел. Он действительно является главным, т.е. кафедральным для всего города Гродно и Гродненской области.

    Достопримечательность Фарного костела – высокий деревянный алтарь, который украшают более 20 фигур апостолов и святых. На одной из башен храма установлен старейший в Европе часовой механизм (часы в Гродно даже старше пражских).

 

ДЕНЬ 2. 

Пожарная каланча

Пожарная каланча, музей МЧС и необычный барельеф в Гродно

       Пожарная каланча в Гродно — памятник архитектуры 20 века, на территории которого располагается действующая пожарно-спасательная часть. Находится на пересечении старейших улиц города — Замковой и Давида Городенского.

         Несмотря на все войны, восстания и революции, главным врагом Гродно был огонь. Поэтому в 1870 году в городе появилась первая деревянная башня пожарной части. Тем не менее, даже тогда не удалось побороть стихию. В мае 1885 года вследствие засухи загорелись соломенные крыши домов. Ветер быстро разнёс огонь по городу, а пожарные хоть и прибыли вовремя, всё равно не успели ничего предпринять. Пожар бушевал в городе 3 дня, унеся десятки жизней и уничтожив ≈500 строений.

       В начале 20 века деревянную каланчу заменили на каменную. Она была более высокая (32 метра), что позволяло вести круговой обзор города. При обнаружении возгорания дежурный на вершине башни громко звонил в колокол.

      Башня используется сегодня и как сигнальный объект. В случае учебной или реальной тревоги вмонтированный в пол «ревун» оповестит весь город.

      И сегодня сохранилась здесь старинная городская традиция. Каждый день в 12 часов дня с верхней площадки башни льются звуки «Белорусских фанфар». Это трубач в старинном наряде оповещает гродненцев, что в городе всё хорошо и спокойно.

        Интерес у туристов вызывает фреска, расположенная над зданием пожарной части. На ней изображены стоящие в ряд сотрудники пожарной службы в форме разных времён. Есть среди них и девушка. Присмотревшись, можно заметить, что это не кто иная, как Мона Лиза.

Изображение

Старый замок

Старый замок во время реконструкции. Март 2021

    Учреждение культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей» — «Старый замок» включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как объект первой категории.

Королевский дворец Старого замка построен во 2-ой половине XVI в. для короля Стефана Батория (неоднократно перестаивался в XVII–XIX вв.). На территории музея, Замковой горе, находятся:

  • королевский дворец;

  • руины Нижней церкви 12 в.;

  • руины Верхней церкви 12 в.;

  • руины Княжеского терема 12 в.;

  • фрагменты оборонительных стен 16—19 вв.;

  • мост 18 в. — старейший на территории Белоруссии каменный мост.

      Реконструция Старого Замка началась в 2017 году. В 2021 году завершился первый этап реставрации, а в ноябре для посещения открыли семь залов музея.

Новый замок

Новый замок в Гродно

       Новый замок в Гродно — королевский дворец польского короля и великого князя литовского Августа III. Замок был построен по проекту Карла Фридриха Пёппельмана напротив старого дворца (Старый замок), в 1734–1751 годах. Использовался как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских. Тут также проходили генеральные сеймы I Речи Посполитой.

Большая Хоральная синагога

Хоральная Большая синагога в Гродно » История и жизнь Беларуси

     Большая Хоральная синагога -  главная синагога в Гродно, принадлежит к числу старейших европейских синагог, с заслуженным титулом самой красивой.

Здание удивительной красоты, представляет симбиоз итальянского стиля с другими. В середине находится святилище, украшенное уникальными фигурками из гипса. Синагога пользовалась большой популярностью у прихожан, при ней даже функционировал хор с солистом.

     Во времена Великой Отечественной войны синагога была разграблена, ее стены очень пострадали от боевого оружия, а само здание нацисты использовали для собрания евреев перед расстрелом или отправлением в концлагерь.

      Гродненская синагога прекрасно функционирующий и сегодня. Регулярно, в синагоге проводятся службы по случаю многочисленных еврейских праздников, где паломники со всего мира получают порции с кошерной пищей. В синагоге открыт также еврейский музей.

Коложская церковь

Коложская церковь в Гродно

   Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь – архитектурная жемчужина старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе.

Построенная на северо-западе Древней Руси, Коложская церковь не похожа ни на один храм в мире. Православная святыня, история которой насчитывает уже девять столетий, включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

     Знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов.

Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески, фрагменты которых были обнаружены в 1970-х на алтарном своде и в нишах.

     Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси, где проводятся богослужения и таинства. Также при Свято-Борисо-Глебской церкви действуют воскресная школа и домовой храм в честь иконы Божией Матери Коложской.

Маршрут выходного дня «Лето в лесу» (для детей 4 - 5 лет) 

Рекомендуемый возраст ребёнка: средний дошкольный возраст.

Задачи: систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о лесном сообществе, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, грибов и ягод белорусского леса; стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности, коммуникативную активность; воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края, способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

Содержание маршрута:

Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие. А куда, попробуй догадаться. (Приложение 1, загадка)

Правильно, мы отправляемся в лес.         

1. Деревья и кустарники белорусского леса .

Расскажите ребенку , что лес -  это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства  кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство,  важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро  одаривает человека.

Спросите у ребёнка, какой же клад можно найти в лесу?

Лесным кладом можно назвать деревья, ягоды и грибы, орехи, лесные травы, животных и птиц, чистый лесной воздух, лесные ручьи и речушки.

Уточните, какие  же деревья и кустарники встречаются в наших лесах?

И так,   всего  в лесах Беларуси произрастает около 30 видов деревьев, основными из которых являются  береза,  липа, клен, дуб и другие. (Покажите ребёнку эти деревья.) Все увиденные нами деревья  осенью избавляются от листвы,  сбрасывая её.  Какое название носит этот процесс? Да, это листопад. Наступает он в августе, сентябре и делает наши леса очень яркими и красочными.

Однако в лесу есть и деревья, которые на зиму свои листья не сбрасывают. Как называются эти деревья? Правильно. Это хвойные. А какие хвойные растения есть в белорусском лесу?

         У нас растут 4 вида хвойных деревьев: ель, сосна,  лиственница и пихта белая.

        Поиграйте с ребёнком в игры : «К названному дереву беги», «С какого дерева листок», «С чьей ветки детки».

2. Грибы.

А теперь попрошу ответить на мои вопросы (Приложение 2).

И так, за какими дарами леса мы отправляемся сейчас, как ты думаешь?  Конечно, за грибами.Поинтересуйтесь у ребёнка, какие грибы он знает? (Рассмотрите с ребёнком грибы, которые найдете).

Давай вспомним,  каких правил необходимо придерживаться при сборе грибов?

Грибы  очень любят собирать белки. Они предпочитают есть   боровики, лисички, подберезовики и рыжики, лоси любят боровики и лечатся мухоморами, кабаны за лакомство считают грузди, которые в начале топчут ногами, а затем вываливают в грязи и потом едят.

3.Ягоды.

У нас остался с тобой еще один лесной дар. Это самое вкусное лакомство:

О чем идет речь, как ты думаешь?( Приложение 1, загадка). Конечно о ягодах.

 Давай вспомним,   какие же лесные ягоды ты знаешь (Приложение3). (Покажите ребенку лесные ягоды).

Как много ягод в наших лесах: черника, клюква, брусника, малина , ежевика, костяника, голубика, рябина и другие.  Существуют и несъедобные ягоды такие как вольчье лыко, вороний глаз и другие.

Маша из м\ф «Маша и Медведь» хочет сварить варенье для своего друга Медведя. Но у неё возникли проблемы: из чего варят варенье и где найти ингредиенты? Можем ли мы помочь Маше? (Сбор ягод).

Дидактическая игра «Назови ягоду»

Дегустация ягод, изготовление ягодных коктейлей в домашних условиях ( фото).

Подвижная игра «Лукошко»: ребёнок выбирает карточки только съедобных ягод и грибов и складывает в лукошко.

Лес  – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лес ник. Он каждый день ходит по  лесу  и смотрит, чтобы  лес  был чистым следит за тем, чтобы  люди  не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что  лес  дает нам чистый воздух, и если  лес  умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о  лесе,  мы заботимся сами о себе.

Вот и закончилось наше лесное путешествие. Мы сделали с тобой много открытий.

 

 

Приложение 1

 

Здесь сосны до небес,

Березы и дубы.

Здесь  ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый, чистый. (Лес)

 

Они бывают черные и красные,

белые и оранжевые,

сладкие и кислые,

горькие, но всегда

любимые и полезные. (Ягоды)

 

Приложение 2

Вопросы:

Любим мы в лесу гулять? (Да)

И грибочки собирать. (Да)

Да и ягоды  в лукошко

Собираем мы немножко. (Нет)

Дружно в лес, друзья,  пойдем

И с собою мы возьмем:

Плетеную корзинку, (Да)                

Жевательную резинку,  (Нет)

Сапоги блестящие,  (Да)

Бусы настоящие.  (Нет)

Бутерброд возьмем мы с маслом (Да),

Ну и кресло- качалку (Нет),

Побольше вилок и ложек, (Нет)

Ну и, конечно, ножик. (Да)

Термос еще и чашку,  (Да)

Серую кошку Машку. (Нет)

Компас в карман положим,  (Да)

И зонт с собою взять мы  можем. ( Нет)

Прихватим еще и подушку, (Нет)

И булочку, и ватрушку. (Да)

 

Стихотворение:

По лесочку я хожу,

Да на ягодки гляжу!

На кусте малинка,

На дереве - рябинка

В травке – земляничка,

Под горой – черничка.

 

Приложение 3

 

Дидактическая игра «Распознай-ка»:  отгадать загадки, распределить на

группы (деревья, кустарники, травянистые растения, плоды)

 

Загадки о растениях:

Стоит в лесу могучий!

Голова- до тучи.

Крона кудрявая,

Сучья корявые. (Дуб)

 

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Берёза)

 

Все знают, что у ёлки

не листья, а иголки,

И так же, как она,

С иголками... (Сосна)

 

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

 

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт —

На зубок он попадёт. (Орех)

 

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Жёлудь)

 

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

 

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)

 

Маршрут выходного дня «Летняя прогулка в парк» (для детей 4 - 5 лет)

(для детей 4 - 5 лет)

Цель: формировать у детей представлений о том, что парк – это сообщество растений, насекомых.

Задачи: познакомить детей с состоянием парка летом; уточнить знания детей о сезонных изменениях летом; закрепить знания о знакомых детям растениях; воспитывать экологическую культуру.

Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня.

Вид экскурсии: пешеходная.

Маршрут экскурсии: парк,цветочная клумба, прогулка по аллеям, фонтан.

Описание маршрута.

Остановка 1

«Парк»

Загадка:

       Этот дом со всех сторон открыт,

        он резною крышей крыт.

        Заходи в зеленый дом,

        Чудеса увидишь в нем. (Парк)

     Трудно поверить, что когда-то здесь было пусто. Со временем деревца и кустики подросли, поднялись и образовали этот парк. Посмотреть вокруг и увидеть, что сейчас действительно лето.

Все верно.

- А почему же растения такие зеленые?

- Почему радуются птицы и насекомые?

-  Что нужно всем им, чтобы быть такими?

Много света, тепла, теплых летних дождей. Все это дарит нам лето. Стихотворение И. Сурикова «Лето»:

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда не взглянешь,
Все кругом светло.

На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Яркие листы.

Дремлет лес: ни звука, –
лист не шелестит,
Только жаворонок
в воздухе звенит.

      Лето – праздник для всей природы.

Хочешь увидеть чудеса? Тогда отправимся в путешествие по парку и, если мы будем вести себя тихо, не будем вредить природе, то возможно, нам повезет, и мы увидим много интересного.

Для начала давайте вспомним правила поведения в парке:

  1. Не шуметь, иначе царство растений испугается, затаится и ни одного чуда не покажет.
  2. Не мусорить.
  3. Не ломать веточки, не рвать ни листочка, ни травинки, ни цветочка.
  4. Не пугать птиц.

Эти правила нужно запомнить и выполнять.      

Остановка 2

«Цветочная клумба»

       Игра-беседа «Узнай по описанию»

Вставайте друг за другом – паровозиком. Я буду паровозом, а вы вагончиками – поедем к клумбе. Как вагоны говорят? (Чух – чух; чух – чух).

А вот и пчелка, она тоже прилетела посмотреть вместе с нами клумбу. Здесь красиво, много цветов, жёлтенькие цветочки, красные.

Кто покажет желтые цветы?

Это – бархатцы их так назвали потому, что цветок очень напоминает бархат такой же нежный.

На клумбе растут не только бархатцы, но и другие цветы. Вот эти красные цветы называются ноготки. Они такого же цвета и величины, что и бархатцы. Одни растения на клумбе низкие, а другие высокие.

А сейчас посмотрим вокруг, где ещё среди цветов затерялась ромашка. У ромашки есть стебель, на нем растёт что? (Листья).

У бархатцев тоже есть стебель, а на нём листочки. А если мы посмотрим на оба цветка сразу, то увидим, что на верхушке стебля у каждого растения есть цветок. (Рассматривание соцветий). Давайте их понюхаем. (Нюхают соцветия. Вкусно, ароматно). А теперь, понюхаем бархатцы. Одинаково пахнут бархатцы и ромашка? (Ответы).

Цветы не только украшение нашего парка, но ещё и польза. Перелетая с цветка на цветок, пчёлы собирают мёд. Чтобы собрать много мёда, она должна летать очень далеко. Как мы можем помочь пчелке? (Не ломать и не рвать цветы).

Предложить рассмотреть другие цветы на клумбе.

В. Сухомлинский сказка «Девочка и ромашка»

Прекрасным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
— Кто там плачет под камнем?
— Это я, Ромашка, — послышался слабый голос. — Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
— Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
— Как же ты попала под камень? — спросила девочка.
— Обманул меня Каменный Гнет, — ответила Ромашка. — Была я маленьким ромашковым семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
— Как хорошо быть твоей, девочка! — часто говорила Ромашка.
— А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? — спросила девочка.
— Я бы умерла от горя, — тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка — она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит
 его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

Остановка 3

«Прогулка по аллеям»

       Мы с вами идем по аллеям парка, вокруг нас целое царство растений. Назовите, какие растения живут в этом парке? (называние известных растений). Правильно, здесь растут различные деревья, кусты, травы.

Отгадайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

 Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Давайте вспомним части дерева. Как вы считаете, дерево живое, почему? Если растение живое, значит оно умеет чувствовать. Представьте, что же чувствует дерево, у которого сломали веточку или оторвали листочек? Представь, что ты травинка. Тебя топчут ногами. Что ты чувствуешь? Правильно, растения живые, они чувствуют, ими нужно любоваться, их надо беречь. А ведь растения еще и являются домом для зверей и насекомых. Пофантазируйте, и скажите, кто бы мог жить на деревьях, в кустах, в траве? Всем должно быть безопасно и уютно в своем доме.

- А что это за шум над нашими головами? Поднимите головы и внимательно вглядитесь в кроны деревьев.

- Что вы видите и слышите? На самых верхних ветках мы видим гнезда птиц. Каких? Правильно, это гнезда ворон. Почему слышны голоса птиц, почему суетятся взрослые вороны? Потому, что в гнездах подрастают их птенцы.

- Чем занимается ворона мама? Она сначала высиживает птенчиков из яиц, а затем вместе с папой их кормит и защищает.

- Чем кормят птенцов?

Обратите внимание – все деревья парка абсолютно не похожи друг на друга. Они отличаются корой, расположением веток, листочками. Нужно быть очень внимательным, чтобы не перепутать названия. Достаточно много здесь деревьев.

        Остановка около высокого дерева –  это клен.

       Клён – это крупное, высокое дерево, дерево долгожитель. Что может вырасти из семечка? Семенами клена любят лакомится птицы.

       Мы подошли к следующему дереву. Это – ива. Её называют по-разному – ветла, верба, лоза, ракита. Выглядеть ива может по-разному: как высокое или низкое дерево, как куст. Ветки у ивы свисают тонкими прутиками, тонкие узкие листочки, как капельки. Может быть именно поэтому в народе иву называют плакучей.Ива очень любит влагу, поэтому растет в тенистых сырых местах, около прудов. Весной на ней можно увидеть сережки, а осенью плоды – коробочки, в которых спрятаны семена. Из ивовых веточек народные умельцы плетут корзины, посуду, коврики и даже мебель.

        А сейчас познакомимся с красавицей – березкой.

Это дерево называют деревом жизни и здоровья. Березка – настоящее украшение нашего парка. Посмотрите, как красиво смотрится ее белый с черными полосками ствол, черные, как волнистые ниточки ветки, и небольшие остроносые листочки.

Все, что есть у березы – кора, веточки, почки, листочки и её сок – используют в народной медицине, как лекарственное сырье от различных болезней. Берёзовый сок, собранный ранней весной, очень полезен для здоровья, в нем много витаминов.         

        Каждое деревце – это чудо, которым нужно любоваться и беречь.

Игра «Да-нет».

Ход игры.

Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду называть хороший поступок, то вы говорите: «Да», а если я называю плохой поступок, то говорите: «Нет».

Мы приходим с вами в парк

И рвем ромашку? (Нет!)

Если съем пирожок

И выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костер,

И тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю

И убирать не буду? (Нет!)

Если мусор заберу,

Банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю? (Да!)

Остановка 4

«Фонтан»

Физкультурная минутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

       Это главный фонтан в нашем городе. Он является свидетелем всех праздников города. Сочетание высоких мелких струй придают фонтану праздничность. Фонтан оснащён подсветкой.

Ритмопластика «КАК ЖИВЕШЬ?»

Ход игры: Взрослый говорит ребёнку, ребёнок показывает движения.

— Как живешь? — Вот так!  С настроением показать большой палец.

— А плывешь? — Вот так!  Любым стилем.

— Как бежишь? — Вот так!  Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.

— Вдаль глядишь? — Вот так!  Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.

— Ждешь обед? — Вот так!  Поза ожидания, подпереть щеку рукой.

— Машешь вслед? — Вот так!  Жест понятен.

— Утром спишь? — Вот так! Ручки под щечку.

— А шалишь? — Вот так!  Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.

(По Н. Пикулевой)

     Наше путешествие подошло к концу. Мы увидели и узнали много интересного. Парк – это царство целое царство растений, в котором живут птицы, насекомые. Парк – это как небольшой лес посреди городских улиц. Мы будем приходить сюда в разные времена года. На прощанье скажем:

        Парк веселый, до свиданья!

        Ты расти на радость людям,

        Мы дружить с тобою будем,

        И тебя мы не забудем! (выучить наизусть)

Дома нарисовать, что запомнилось.

 

 

Маршрут выходного дня "Памятные места Гродно" (для детей 4-5 лет)

 Братская могила советских воинов и партизан - Гродно

  • Вид маршрута: пеший (≈​ 25 - 30 минут от автовокзала). От автовокзала можно добраться на общественном транспорте:  автобус № 15, 20.

  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.

  • Продолжительность по времени: 1,5-2 часа (в зависимости от заинтересованности и самочувствия ребёнка).

  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

  • Опасные участки по ходу маршрута:

      ​- переходы проезжей части;

      - переходы перекрестков;

      - движение вдоль близко расположенной проезжей части. 

    

Братская могила советских воинов и партизан в Гродно 

Гродно. Вечный огонь в Парке Жилибера / Grodno. Eternal Flame in the Park  Gilibert | Mapio.net

      Братская могила советских воинов и партизан в Гродно — мемориальный комплекс, расположенный у входа в парк Жилибера. Открыт в 1949 году. 

      Ранее на этом месте находились захоронения солдат и офицеров, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны (всего 50 могил). Памятник представляет собой четырёхгранный обелиск на гранитном постаменте. Золотыми буквами на камне выписаны имена храбрых защитников Родины. Среди них есть партизанка Ольга Соломова, именем которой названа одна из улиц Гродно.

       У основания обелиска стоит фигура скорбящего советского воина. В руке он держит приспущенный флаг.

      В 1984 году была проведена реконструкция, в ходе которой у подножия монумента был зажжён Вечный огонь. 

Парк Жилибера

Парк Жилибера (Гродно) — Википедия

        Парк Жилибера - городской парк имени Жана Эммануэля Жилибера в центре города Гродно.  Жан Эммануэль Жилибер - французский ботаник, медик и биолог. В 1770-х годах Жилибер прибыл в Гродно по просьбе Антония Тызенгауза для открытия здесь врачебной школы. Жилибер пошёл дальше и в 1775 году открыл в Гродно первое высшее учебное заведение на территории современной Беларуси — Врачебную академию, просуществовавшую до 1781 года. При этой академии работала аптека (сегодня — аптека-музей в Гродно), а неподалеку был разбит аптекарский огород, на котором выращивались лекарственные и пряно-ароматические растения.
      Сад был создан 8 апреля 1775 году и являлся наглядным учебным пособием в академии. Через три года после основания сада он считался самым лучшим в Европе и насчитывал множество различных растений, а именно 2000 видов, многие из которых являлись редкостью. Когда Жилиберу пришлось покинуть город, уход за садом перешёл в руки властей города. К несчастью они не смогли ухаживать за садом как следует, и парк был заброшен. После нескольких лет, труд Жана Эммануэля был разделён на территории: два сада и один парк. В 1920-е года было решено заново создать ботанический сад.
     Сегодняшний парк значительно отличается от своего предшественника, заложенного известным французским учёным, но всё также впечатляет зелёными аллеями, скамейками, расположившимися в тени высоких деревьев, мостами над журчащей речкой Городничанкой и бронзовыми статуями.